ВОПРОС: "У меня в классе есть ученик, который докладывает учителю о проступках других учеников, ничего не могу с этим поделать. После разговора с ним в школу пришла обиженная мама. Как объяснить маме, что ребёнок, не высказывает своё мнение по поводу проступка, а просто ябедничает?" |
|
При всей кажущейся простоте и обыденности подобного поведения детей изменить такое поведение ребенка не всегда просто, а сделать это «одним движением» не удается.
Когда ребенок ябедничает он действует в соответствии со своей внутренней логикой, ведь для него это имеет какой-то смысл. и, чтобы изменить это поведение, нам следует эту логику понять. Для этого нужно, прежде всего, ответить на несколько вопросов:
|
1. Сколько лет ребенку?
2. Когда это происходит? Невозможно представить, что ребенок ябедничает постоянно, на всех занятиях, во время игр и прогулок, с утра и до вечера.
3. На кого он ябедничает? На всех детей, или на кого-то конкретно, чаще других?
4. Как это происходит? Ребенок выбирает соответствующее время и ябедничает с глазу на глаз, приватно, или делает это публично, при всех?
5. Как реагирует на эти жалобы педагог? Как и что говорит при этом?
6. Что происходит потом? Как реагирует на действия и слова педагога ребенок? Он соглашается, кивает головой и весело продолжает свою повседневную деятельность, или уныло, понурив голову уходит?
7. И, наконец, проявляется ли такое поведение дома, в отношении братьев и сестер, других родственников? И что в этом случае делает мама ребенка?
|
В зависимости от полученной таким образом информации мы можем выбрать адекватные методы педагогического вмешательства.
В общем случае такое поведение более свойственно младшим детям, ученикам начальной школы. Чаще всего, ябедничая ребенок получает дополнительное внимание педагога. Это своего рода механизм привлечения внимания (МПВ). В этом случае ребенок, как правило, бывает удовлетворен коротким общением и склонен продолжать деятельность в детской группе или классе. Но такое внимание учителя никогда не бывает «долгоиграющим», его не хватает на долго, поэтому через какое-то время все повторяется вновь.
|
Это отвлекает педагога, а если все происходит во время занятий, то мешает и раздражает его. Если мы будем продолжать эту практику, то рискуем окончательно закрепить подобный алгоритм поведения ребенка, который со временем может трансформироваться в менее приемлемые формы и порождать конфликты не только с учителем, но и со сверстниками. Как это уже видно из содержания вопроса. Мы не знаем, что сделал и что сказал учитель, но мы можем с уверенностью предположить, что ребенок не был удовлетворен, а возможно был обижен, или даже испуган, и в соответствии со своей логикой пожаловался маме. Для педагога это может стать тревожным сигналом о том, что их взаимоотношения приобретают конфликтный характер и ребенок начинает подтягивать ресурсы и пытается оказывать влияние на педагога, который невольно оказывается вовлеченным в борьбу с мамой ребенка. Так работает МПВ.
|
|
Так что же может сделать педагог, чтобы прекратить подобное деструктивное поведение ребенка?
|
После того, как мы прояснили все необходимые вопросы, и убедились, что целью ребенка является дополнительное внимание, педагог может выбрать одну, или несколько стратегий, соответствующих данной ситуации. Например, он может уделять внимание этому ребенку, но предлагая иную, более конструктивную форму социального поведения. Так он может уже на уроке подойти и поддержать такого ребенка в его усилиях справиться с той, или иной задачей. Или же на перемене спросить: «Все ли ты понял на уроке?», «Нужна ли тебе моя помощь в выполнении домашнего задания?» и т. д.
|
Еще учитель может обратиться к этому ученику с той, или иной просьбой: собрать (раздать) тетради учеников, полить цветы после уроков, отнести книги в библиотеку и мн. другое.
Наконец учитель может попросить ученика задержаться после уроков и расспросить ребенка о его взаимоотношениях в классе, о трудностях в учебе, его увлечениях и жизни вне школы.
Таким образом ребенок сможет получить то, так необходимое ему внимание учителя. При этом оно будет минимальным и конструктивным, поддерживающим доброжелательные взаимоотношения и направленными на их дальнейшее развитие.
|
Внимание, которое получает ученик чрезвычайно важно, оно является основной психологической потребностью каждого человека! Также как пища является основной физиологической потребностью. Ведь детей учат, что когда они голодны, нужно просто сказать об этом, а не выть, или выхватывать пищу у других. Почему бы также не учить их пониманию того, что когда они голодны психологически, следует просить к себе внимания адекватным способом? Тогда ученики могли бы приходить в класс с такими, например, просьбами: "Анна Сергеевна, я сегодня очень волнуюсь и мне необходимо больше внимания", или: "Пожалуйста, не может ли класс уделить мне одну минутку внимания? Я сегодня так нуждаюсь в поддержке".
|
К сожалению часто в школах учителя уделяют больше внимания плохому поведению детей, чем хорошему. Ребенок, который весь урок усердно выполнял задания учителя, может завершить свой учебный день оставаясь неоцененным и незамеченным, в то время как другой толкался с соседом и стучал ручкой, затем уронил книгу, а потом еще шумно бегал по коридору, и за все это получил огромное количество внимания учителей - ушел вполне довольный собой, уверенным в правильности выбранного им пути..
|
Стратегия педагога заключается в том, чтобы обучая ребенка сохранить доверительные, сотрудничающие отношения с ним, закрепить их и приумножить. Дети не общаются с теми, кого не уважают, не доверяют и не любят. Даже если ребенок жалуется, ябедничает учителю, это верный признак того, что ребенок доверяет ему. Задача учителя сохранить это доверие и помочь ребенку найти более правильное, более конструктивное поведение.
|
|
Как объяснить маме?
|
Взаимоотношения с родителями — отдельная и большая тема. Здесь можно дать несколько полезных рекомендаций.
Во-первых, в любом обвинении ребенка, в любой жалобе на его поведение, или на его неуспешность нормальная мать будет слышать: «Ты плохая мать!», «Ты плохо справляешься!». И пока мы находимся в обвинении ребенка, мать нас не услышит. Это не помогает взаимодействию, а разрушает его. Поэтому старайтесь избежать обвинений в адрес ребенка и упреков в его поведении. Целесообразнее любую встречу с родителями учеников начинать с положительных моментов, которые вы сможете заметить и оценить.
|
Ваши возможные претензии полезнее выражать в форме профессионального беспокойства и мнения мамы. Например, «В последнее время … (имя ребенка) стал ябедничать на детей. Вы ничего подобного не замечали? Что вы думаете об этом? Мне очень важно ваше мнение.» После такой, или подобной фразы мы сможем многое узнать и о семье ученика, и о его маме. Нам останется только внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы.
|
И нет никакой необходимости в объяснении ошибочности какой то из ее точек зрения. Ведь вера всегда сильнее знания. Здесь полезнее помнить, что нам важнее обрести союзника, а не доказать свою правоту и остаться с проблемой один на один.
|
И, последнее. Нам не следует воспринимать защитные реакции мамы нашего ученика лично. Они естественны. Будет полезнее выразить ей наше понимание и поддержку и договориться о последующих встречах во время которых, мы надеемся, наше взаимопонимание будет только расти.
|
|