<< Начало / Классическая адлерианская теория: современный взгляд / Окончание |
Адлер усматривал взаимосвязь между живыми существами во многих различных сферах и на многих уровнях, включая животных, растения, неодушевленные предметы и в самом широком смысле – с космосом. Правильное понимание природы этой взаимосвязи позволило бы преодолеть многие антропогенные проблемы. В отличие от З. Фрейда, считавшего социальные конфликты и войны фатально неизбежными, А. Адлер был убежден, что можно преодолеть войны и явления дискриминации в обществе. Кроме того, людям необходимо осознать свою взаимосвязь с прошлым и настоящим. |
Адлер назвал созданную им систему «индивидуальной психологией», это название само по себе ничего не говорит о ее социальном фундаменте. Индивидуальная психология Адлера – это не психология индивидуальных различий, это, скорее, социальная психология, в которой индивид понимается исходя из социального контекста. По-немецки термин Individualpsychologie означает психологию уникальной, целостной и неразъединимой личности. Под этим Адлер понимал, во-первых, то, что индивидуальная психология есть наука идеографическая. Развитие каждого человека уникально, креативно и определяется тем, как человек субъективно интерпретирует жизнь. Во-вторых, Адлер стремился выразить то, что человек есть целостность со своими мыслями, чувствами, поступками, мечтами, воспоминаниями, то есть система, в которой целое больше суммы частей. В симфонии человеческого поведения Адлер умел услышать одну ведущую мелодию, темп и тональность которой могли меняться. Благодаря этой сквозной теме человек и является целостностью, а не суммой частей. |
Как возникает эта ведущая тема? Благодаря активному и креативному процессу, в котором индивиды атрибутируют смыслы своих жизненных переживаний. Из этого сырого материала они создают ту субъективную реальность, на которую они реагируют. Следовательно, человек есть не объект, не пассивная жертва наследственности и среды, а активно конструирующий и интерпретирующий собственную ситуацию субъект. |
Этот процесс начинается в детстве из ощущения неудовлетворенности выполнением повседневных задач, особенно при сравнении самого себя с другими детьми и взрослыми. В результате формируется то, что Адлер называл «комплексом неполноценности» – совершенно нормальная реакция на осознание своей неспособности функционировать так, как человек того желает. Адлер также называл такое переживание «минусовой ситуацией». Из этих чувств складывается мотивация к стремлению в направлении «плюсовой ситуации». |
Люди стремятся в этом направлении, поскольку ими движет креативная сила жизни, проявляющаяся в желании развиваться, и при неспособности добиться успеха в чем-то одном, стремление добиться его в другом. Сила эта телеологическая, она проявляется в стремлении к цели, и в этом стремлении каждое телесное и психологическое движение направляется на сотрудничество. |
Под влиянием немецкого философа Ганса Вайхингера Адлер утверждал, что люди в своих поступках не всегда исходят из реальности. Людьми также движет то, что они считают истинным, хотя эти представления во многом бессознательны. Заметим, кстати, что их убеждение в правоте этого может быть и ошибочным. В основе идей Адлера – понятие «финальной цели». Финальная цель есть некий вымысел, создаваемый индивидом, воображаемая индивидуальная ситуация совершенства, завершенности или преодоления. Движение в направлении финальной цели мотивируется стремлением к преодолению испытываемой неполноценности. Финальная цель представляет собой субъективный, придуманный взгляд на будущее, но она руководит действиями человека в настоящем. |
Для активного человека, обладающего развитым социальным чувством, стремление к финальной цели может представлять собой пожизненное стремление к оптимальному развитию, в котором нет конечной точки. Здесь можно увидеть аналогию со стремлением индивида к самоактуализации в направлении полной реализации своего потенциала, концептуализированным Абрахамом Маслоу. |
Решающую роль в отношении переживаемой неполноценности и развития в направлении финальной цели играют влияние семьи (как родителей, так и братьев и сестер) и внешние социальные влияния. Первичным фактором развития социального чувства в раннем возрасте Адлер признавал влияние матери. В условиях позитивных отношений в семье, любви и заботы у ребенка формируется способность к саморазвитию и к социальному сотрудничеству, к выполнению того, что Адлер называл тремя задачами жизни: труд, общество и любовь. Если ребенок не получает поддержки в семье, то переживаемая неполноценность становится преувеличенной, формируя преувеличенную финальную цель, направленную на компенсацию глубоко переживаемой неполноценности. Тогда вместо того чтобы заниматься саморазвитием и преодолением трудностей, человек будет стремиться к цели воображаемого господства и избегать реального представления о самом себе. Финальная цель становится эгоцентрической и деструктивной. Финальная цель – это результат процесса, уникального для каждого человека. У двух людей с аналогичными комплексами неполноценности могут формироваться различные финальные цели. Один человек может стремиться поставить других на службу себе и своей неполноценности, другой будет стремиться преодолеть то, с чем связана неполноценность, и самоутвердиться в таком преодолении. |
Индивидуальный подход к жизни, характерный для каждого человека, Адлер называл стилем жизни. Стиль жизни – это тот способ, которым индивид стремится или избегает выполнения трех главных задач жизни и реализации своей финальной цели. Здоровые люди решают все три задачи относительно гибко, находя много способов решения проблем. Когда один путь закрыт, они выбирают другой. Патологические личности упорствуют на каком-либо одном пути или не видят пути вообще. |
Подобно другим психологам, Адлер считал первые пять лет жизни человека центральными в развитии личности. В этот период пережитый ребенком опыт позволяет ему сформировать прототипы финальной цели и стиля жизни, которые в последующем детстве и отрочестве претерпевают изменения. Сформировавшиеся в этом возрасте представления о мире и о себе в дальнейшем определяют мировидение человека. Адлер назвал это «схемой апперцепции». Следовательно, индивидуальное восприятие ограниченно, и всегда будет существовать противоречие между реальностью и ее восприятием. У нормальных людей это противоречие относительно мало, у людей, имеющих психологические проблемы, оно существенно больше. |
В оптимальной ситуации развития взрослые помогают детям сформировать чувство значимости во взаимодействии с другими людьми, поощряют в них активность, способствуют минимизации переживаемой неполноценности и помогают детям ощутить себя частью целого, увидеть и почувствовать свою взаимозависимость по отношению к другим и научиться преодолевать трудности. В этом, по мнению Адлера, помогают универсальные ценности – справедливость, красота, истина. |
Комментируя этот тезис, можно его приветствовать, но нельзя не заметить, что в многомерном человеческом мире эти понятия могут сильно отличаться, т.е. то, что красиво для одного, безобразно для другого, каждый параноик убежден в истине собственных идей, а справедливость может трактоваться таким образом, чтобы не навредить себе и т.п. |
Оптимальное развитие, с позиций адлерианской теории, отличается от того, что принято определять как «нормальное» или «среднее» развитие. Многие люди, несмотря на свою способность к сотрудничеству, не реализуют собственный потенциал в максимальной степени. Они испытывают скуку, хроническое напряжение или стресс, не проявляя при этом эмоциональных или физикальных симптомов. Когда они сталкиваются с трудностями, они не в состоянии их преодолеть, и тогда они переживают шок, запускающий психологические симптомы. Такими кризисными ситуациями оказываются болезнь, брак, рождение детей, развод, достижение среднего возраста, взросление детей и их уход из дома в самостоятельную жизнь. Задача профессионального психолога в том, чтобы помочь таким «нормальным» людям максимально развиться – наметить такой идеал психического здоровья, который представляется возможным и мотивирующим, и определить этапы его достижения. |
Литература
|
<< Начало / Классическая адлерианская теория: современный взгляд |