Как говорить с родителями
о плохом поведении их ребенка
и выстраивать отношения сотрудничества
|
Рекомендации педагогам
|
|
В школьной жизни есть ситуации, когда педагогам необходимо сообщать родителям не только позитивную, но и негативную информацию о детях. И очень важно, чтобы эта информация была донесена и принята без обострения отношений.
К сожалению бывает, что педагог и родители не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролевых позиций, которые они занимают в этом диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональному непониманию и даже конфликтам. Как же их избежать?
|
Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество
Прежде всего, перед встречей нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, из которого вы собираетесь сообщать родителям ту или иную информацию об их ребенке, настроиться на взаимодействие.
Если вы недовольны ситуацией, то ваши слова могут прозвучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель, скорее всего, воспримет как нападение и постарается защититься.
|
Что делать?
1. Необходимо осознать свои чувства в связи со случившимся, и если это злость, возмущение, обида и т.п., то это может означать, что вы еще не готовы к конструктивному сотрудничеству, и родитель вас может не понять.
Поэтому, перед разговором необходимо эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание на что-то более позитивное, чтобы восстановить свой психологический баланс.
Нужно подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы:
- Как эта ситуация мешает моей работе?
- Как она препятствует успешной социализации и развитию ребенка?
Только после ответов на эти вопросы вы сможете быть аргументированно убедительным в разговоре с родителями;
При общении необходимо учитывать и свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке.
|
2. В разговоре необходимо аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что у вас с ними общая цель – развитие и благополучие ребенка.
Здесь следует делать акцент на достижениях ребенка, его активах, даже если они для вас и не очень существенны.
|
Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения
Если вы будете знать и использовать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать возможного сопротивления.
Вот эти основные техники:
1. «От негатива к позитиву»;
2. «От поиска виноватого к поиску решения проблем»;
3. «Речевые штампы для сотрудничества»;
4. «Стиль “Адвокат”».
|
Техника 1. «От негатива к позитиву»
Сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, согласиться, присоединиться и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут принять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка.
Здесь важно делать акцент на достижениях ребенка, даже если они не значительные.
Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.
|
егативная форма |
Позитивная форма |
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми» |
«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми» |
«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный» |
«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца. Давайте поразмышляем, чем мы можем ему помочь» |
«У Вашей дочери начинается истерика всякий раз, когда ей что-то не дают!» |
«Ваша дочь всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помочь». |
|
Техника 2. «От поиска виноватого к поиску решения проблем».
В разговоре с родителями более целесообразно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным и тревожащим моментам.
Когда вы будете сообщать неприятные моменты, важно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. А завершать такой разговор стоит на хорошей ноте, выражая уверенность в позитивных изменениях. Например: «Лиза сегодня хорошо усвоила правила новой игры. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Маши альбом и краски. Я уверена, что если дома с ней поиграть в игры на соблюдение правил, то она будет лучше их выполнять на наших занятиях. Это позволит ей быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная!»
|
Техника 3. «Речевые формы для сотрудничества».
Обращаться к родителям в виде просьб, а не требований. Например, полезно начинать разговор с фраз:
- Не смогли бы Вы…;
- Я прошу вас… .
Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
- Вы не замечали, что в последнее время…;
- Как Вы думаете, с чем это может быть связано?
В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
- «Вы знаете, меня очень тревожит, что…» (Объективное описание проступка);
- «Я начинаю беспокоиться…» (Выражение реальных чувств);
- «Потому, что … (Влияние данного поведения на ход урока или класс);
- «Я бы хотела ...» (Выражение пожелания или требования).
Можно предлагать родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите:
- Давайте вместе попробуем поступить так…;
- А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в …;
- Мы с Вами могли бы вместе помочь Свете в…;
- Как я могу помочь Вам в том, чтобы….?
|
Техника 4. «Стиль “Адвокат”»
Эта техника акцентирует внимание на вашем уважении и заинтересованности по отношению к родителям.
Примеры фраз этого стиля:
- Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи;
- Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины;
- Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации;
- Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Следуя этим простым рекомендациям вы всегда будете чувствовать свой авторитет и проявлять компетентность в диалогах с родителями, и сумеете решать ситуации в общении на непростые темы без конфликтов.
|
Скачать >> |
|