Посетили 3: британскую, американскую и международную.
Коротко - культурный шок.
Вот тезисно о младшей школе:
|
|
- при приеме никаких тестирований. Лежит лего, карандаши, игрушки. Но никаких заданий. Пока родители беседуют с директором, краем глаза поглядывают на игру (!). Просят принести не документы, а рисунки.
- детей в младших классах по 20-24. Но они всегда, кроме чтения, arts и спорта, разделены на 3 группы по уровню готовности в каждом предмете. Т.е.одновременно математика у 3 групп одного класса. Никаких суждений кто сильнее и т.д. И на 1 учителя 8 детей.
|
|
- подход в обучении inquiry based, т.е.в основе стимулирование пытливости ума, постановка вопроса, а не сообщение ребенку факта как такового.
- социальные навыки, общение, взаимопомощь - это не декларации, это их образ жизни в школе. Но понятно, что все дети разные, всякое бывает.
- много внимания творческому письму и проектному подходу
- уже с первого класса создают книги - художественные, non-fiction, научные. Полностью с проработкой героя, сюжета. Глаза округлились, пока листали книжки 6-7летних авторов.
|
|
- классы перемешиваются ежегодно. С собой в новый класс можно взять одного друга.
- в школах не правила, а ожидания и обещания. Not rules, but expectations and promises. Например, мы ожидаем уважительное отношение к другим. Я удивилась простоте логики - невозможно уважать насильно. Это внутри. Но они много направляют, говорят об этом с детьми. Это идёт через пример отношения к самому ребёнку.
|
|
- в школах есть политика против травли детей (bullying policy). Это недопустимо в принципе. С таким строго - хулиганов исключают несмотря на дороговизну школы. Да и в принципе наличие денег не решает примут вас или нет. Очередь желающих вперед надолго.
- один мальчик 8 лет сказал в школьном автобусе fuck you. Было расследование. Что его спровоцировало, как это произошло и т.д. Письмо родителям, что он очень хороший и умный, но это печальное событие обеспокоило всех, нужно вместе работать. Велись беседы.... В другой такой истории мальчик не понял, его перевели в другой автобус. Снова не понял- семье отказали в развозке. Драчуна исключили.
|
|
- есть reboot стульчик, типа тайм-аута. Не выгонять из класса и орать, а как они говорят "вывести ребёнка из ситуации конфликта". Он рядом, но на пару минут на отдельном стульчике. Не в углу.
- занятия в среднем с 8:30 до 15:00. Нет перемен как таковых. Но все переходит плавно одно в другое. Есть время ланча и перекуса, время игры на улице, время переключиться с одного предмета на другой.
- занятия проходят в основном на полу. Учителя на стуле перед детьми, или на полу с ними, или за таким же общим низеньким столом
|
|
- есть чтение старшеклассниками младшим. Они считают, что это классно работает, мол, крутые взрослые ребята ого с каким интересом читают.
- дети сидят и читают в библиотеке. Их не заставляют! Они читают! Но интересно, что можно взять только книгу своего уровня, они помечены цветами. Если твой синий, то только его и дадут. Есть школьная библиотека для взрослых. Родителей просят брать книги и читать дома, чтоб ребенок это видел. А так же приносить на своём языке в фонд.
|
|
- никакого безумного количеста кружков, прописей, зубрежки. Они все настаивают на интересе самого ребёнка узнавать и гармоничном развитии.
- обучение тематическими циклами по 6 недель, погружение в тему. Родители говорят, что сами узнали много нового от детей за последний цикл "Замки". Тут смесь географии, архитектуры, истории, в общем - панорамно.
|
|
- никого не волнует если ребенок не пишет в первом классе, говорят, ну и что, мы дадим отдельно учителя, они вместе плавно догонят, что необходимо.
- это не давление, это постепенное повышение планки. Not pressure, but stretching.
- через год все говорят на англ уже одинаково хорошо. Даже те, кто пришёл с нулевым. Им положен учитель-помощник для адаптации.
|
|
- домашки нет. Есть домашнее чтение и иногда дают математику и рисование. Вообще не называют домашней работой, а домашней учебой. Мол, позитивнее смотрите на вещи:)
- все почти праздник - выпал зуб? Давайте отпразднуем! Тим, это круто! Ты- чемпион! Есть доска с рисованными зубками и именами бывших владельцев.
- санузлы детские. Унитазы и умывальники, мыльницы, салфетки - все детское.
- академического рисования в первых 3 классах нет. Свобода творчества, абстрактные рисунки.
|
|
- до 11 лет нет оценок. Есть отчет о прогрессе. В нем описаны цели и сам ребёнок видит куда ему тянуться.
- телефоны в школе не разрешены
- iPad как часть процесса обучения, но не много. В основном задания по математике. Писать и рисовать только рукой. Но не прописи!
|
|
Из поразившего:
- свобода. Не могу объяснить, но дети не зажаты. Они выглядят счастливыми!
- никто не носится и не орет в школе. При этом на площадке очень весело и шумно. Дети какие-то не истеричные что ли. Это из предыдущего пункта, видимо, вытекает.
- атмосфера, антураж разительно отличается от привычной нашему глазу - нет никакого идеального порядка, все вещи как бы в процессе. В классах совершенно очевидно: главное тут - это увлекательная детская жизнь. И эстетично. Дерево, огромные окна. Просто красиво, удобно и светло. Например, в столовой америк.школы чудесные звукопоглощающие облака.
|
|
В общем, наверняка есть минусы. Не хочу идеализировать. Я верю Кену Робинсону, что в массовой системе образования что-то пошло не так. Но частные школы это все-таки несколько другое. Моя темная сторона пристрастия к хоумскулингу тут поплыла.
|
|
Пыталась оценить, что не так с нашими, даже частными школами. Вероятно, государственные нормы, низкая зарплата учителей, не выкристаллизовавшаяся миссия типа растить увлечённых жизнью людей. Есть над чем работать. Мы любим своих детей. Значит тоже можем!
|
|
Конец учебного года, но я старалась не фотать детей, к этому свои правила.
|
|
Irina Negovan. Фото автора
|
Источник: https://www.facebook.com/irina.negovan/posts/10201607715632632 |