Главная » Статьи » Про школу

С.Заир-Бек. Профессиональный стандарт педагога - Ориентир для учителя.
     Министр образования и науки Дмитрий Ливанов уже не в первый раз в этом году коснулся темы профессионального стандарта учителя.

     По мнению министра, высказанному на круглом столе в РИА с участниками третьего тура Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013», «Избавление от бессмысленного, тотального контроля, от мелочной регламентации, от всего того огромного количества громоздких инструкций, квалификационных характеристик и так далее – вот это задача, которую нам нужно решить, для того чтобы у учителя появилось пространство для расширения его педагогической деятельности. Вот это основная задача и профессионального стандарта педагога, и в целом нашей образовательной политики». Несколько дней спустя на съезде «Единой России» Ливанов подчеркнул: «Проект профессионального стандарта учительства активно обсуждался с педагогами, и последняя версия стандарта поддержана педагогическим сообществом. Это фактически стандарт развития педагога. Только в условиях, когда развивается педагог, рядом будет развиваться ученик».
     Вне всякого сомнения, последняя мысль определяет смысл разработки и принятия профессионального стандарта. И было бы очень правильно, если бы это было потребностью профессионального сообщества сегодня. Однако же я не думаю, что все на самом деле так гладко, и большинство российских педагогов в курсе, что именно содержится в проекте профессионального стандарта и для чего он нужен. Зато многие педагоги опасаются, что профессиональный стандарт – это дополнительное бремя, новый повод усилить бюрократическое давление на учителя, когда нужно будет снова и снова отчитываться, теперь о том, что учитель соответствует утвержденному профессиональному стандарту.
     Таким образом, вопрос состоит в том, зачем на самом деле нужен профессиональный стандарт. В конце концов, есть диплом о педагогическом образовании, есть документ, подтверждающий профессиональную переподготовку или повышение квалификации, есть, в конце концов, документ о прохождении аттестации. Все это – установленные законом «Об образовании» документы и процедуры. Где здесь место профессиональному стандарту?
     Одновременно снова и снова возникают в профессиональной среде споры, что же такое профессия «учитель». Одни полагают, что, как и для любой другой профессии, у профессии «учитель» должны быть строгие и измеримые параметры качества, а это значит, что должны быть и единые требования к учителю как к профессионалу. Другие полагают, что учитель – это творческая профессия, что во многом о качестве учителя можно судить исключительно на основе собственной интуиции, а не стандартных признаков.
      «Я вспоминаю нашу учительницу Ирину Ивановну. Вот – настоящий учитель. Она была чрезвычайно строга с нами, на уроках была мертвая тишина. Мы пикнуть боялись. Готовились к ее урокам как проклятые. Зато до сих пор помним все».
     «Наша Ольга Петровна была просто чудным учителем. Сколько же добра было в ней. Мы все понимали, что можно что-то не знать, но стыдно ее подвести. На ее уроках могло быть шумно, но это был шум, сопровождающий настоящее живое обсуждение».
      «В следующем году отдаем в школу старшего сына. Очень хотим попасть в класс к А.А. П-ой. У нее блестящие результаты. Да, она может и линейкой по рукам дать, и кричит на детей, но зато в средней школе у ее выпускников вообще нет проблем».
     Все это – живые мнения об учителях-профессионалах. Обратите внимание, что у каждого свои критерии, кто же такой настоящий учитель. Вспомните свое школьное детство, вспомните своих педагогов. Кого из них вы вспоминаете с благодарностью? А кого – с нежностью? А кого – с раздражением? Какие качества учителя-профессионала для вас наиболее ценны? А теперь представьте, что нам с вами надо разработать профессиональный стандарт, в котором были бы требования к учителю-профессионалу. Представляете, насколько же это сложно. Профессия-то творческая. И может быть много вариантов решения возникшей проблемы: либо пытаться найти консенсус, оставив только то, с чем согласны все, либо включить всё, либо вообще пойти по третьему пути и сформулировать требования исходя из дидактических принципов, прописанных в педагогических теориях.
     Профессиональный стандарт – не наше изобретение. Профессиональный стандарт учителя есть во многих странах. Чаще всего этот документ разрабатывается профессиональными ассоциациями педагогов. Обратите внимание – не министерствами, не ведомствами, а самими педагогами. И не для министерств, не для ведомств, а для самих педагогов. В профессиональных стандартах для учителя в разных странах можно увидеть разные подходы, но есть общие признаки:
     1. В стандартах прописан не минимальный набор единых для всех требований по принципу «чтоб не пил и не курил и цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл», а характеристик, составляющих обобщенный портрет педагога на разных этапах становления его профессионального мастерства. Это очень важно, и об этом говорит Д.В. Ливанов, отмечая, что профессиональный стандарт педагога должен стать стандартом его развития. Молодой специалист, получивший диплом, дающий ему право называться учителем, еще не есть профессионал. Это право он должен заслужить в работе с учениками. С другой стороны, есть множество опытных педагогов, которые, увы, профессионально непригодны, но при этом считают, что их педагогический стаж дает им все основания считать самих себя настоящими профессионалами.
     Вот именно для того, чтобы осознавать, куда стремиться в своем развитии, как не закостенеть, не зачерстветь с годами, и формируют сами педагоги рамки профессии на разных этапах карьеры.
     2. Профессиональный стандарт служит ориентиром, основанием для требований к подготовке учителей в высших учебных заведениях. Он определяет архитектуру образовательной программы, формируя запрос на определенные компетенции молодого специалиста.
     3. Прописываемые в профессиональном стандарте характеристики относятся к деятельности учителя, а не ко всем аспектам его жизни. Согласитесь, невозможно прописать, что все учителя должны быть честными со своими учениками, что они не должны оказывать на них морального давления и т.д. Точнее, прописать это можно, но как это контролировать, как соблюдать, как оценивать? Более того, необходимо избегать любых потенциальных возможностей для манипулирования, для субъективной оценки, для недобросовестного давления на учителя.
     4. Профессиональный стандарт не только определяет, каким должен быть учитель и к чему он должен стремиться, но и как можно оценить достижение учителем целей профессионального развития. Задавая характеристики учителя-профессионала, настоящий профессиональный стандарт не формирует их как неизменные глыбы, которые учитель должен, как альпинист, преодолеть все целиком. Движение к ним идет шаг за шагом, ошибки не становятся поводом для дисквалификации, а достижения – основанием считать, что это потолок. Оценивать учителя по таким профессиональным стандартам должны профессионалы, такие же учителя, и четкие механизмы такой оценки тоже закладываются в профессиональный стандарт.
     5. Профессиональный стандарт должен быть написан абсолютно понятным, доступным не только для самого учителя, но и для всех остальных языком. Что толку писать непонятные формулировки, если это не становится потом практическим инструментом, полезным учителю?
     6. В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны начальства, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения.
     А теперь попробуйте оценить предложенный проект профессионального стандарта с точки зрения его соответствия перечисленным выше критериям. К сожалению, за прошедший год этот проект не стал лучше по сравнению с первоначально представленным. Да, он теперь сформатирован в логике требований Министерства труда и социальной защиты, он более технологичен и менее эклектичен, чем первый вариант. Но станет ли он тем самым инструментом развития педагога, о котором говорит министр? Уменьшит ли его принятие число проверок и бюрократического давления? Наконец, насколько профессиональный стандарт связан с ФГОС общего образования или ФГОС дошкольного образования? Мне кажется, что именно ответы на эти вопросы и сформируют истинное отношение профессионального сообщества к проекту профессионального стандарта, определят, станет ли он практическим инструментом или же будет основанием для контрольно-надзорных действий государства по отношению к одной из самых творческих профессий.

     Документ - Профессиональный стандарт



Источник: http://eurekanext.livejournal.com/214063.html
Категория: Про школу | Добавил: Alar (20.10.2013)
Просмотров: 3252 | Теги: Профессиональный стандарт, учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]