ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ТЕОРИИ А. АДЛЕРА.
(Перевод с английского)
|
Др. Ева Дрейкурс Фергюсон
|
Когда А. Адлер от размышлений над органической неполноценностью перешел к исследованию психологии, он начал развивать теорию, которая, с одной стороны, принимала во внимание субъективные события (происходящие внутри субъекта), а с другой — подчеркивала важность социальных событий. Большинство ученых были ориентированы на биологический и физиологический детерминизм, и считалось, что основная роль в поведении человека принадлежит инстинктам. Адлер, обратившись к субъективному миру личности и оценив значение социального фактора, далеко опередил свое время.
|
Цель по Адлеру— это мысль, но не обязательно она оформлена на сознательном уровне. Когда ребенок думает: "Я хочу пойти туда-то", цель точно указывает направление, в котором он хочет двигаться. Как мысль о том, чего хочет достичь личность, цель является субъективным событием, которое происходит в настоящий момент и отличается от объективного события, которое произойдет в действительности. Цель является мыслью, которая есть у человека в данный момент, и не имеет значения, достигнет ли он ее в дальнейшем или нет. Например, если у кого-то появилась цель "Я с ним подерусь", то это дает направление поведению даже в том случае, если драка и не происходит. В этом смысле, полагает Адлер, цель является основной движущей силой отдельного поступка и поведения в целом. Мысль "Я хочу пойти туда-то" не обязательно относится к существующему в действительности месту (в кино, в гости, гулять во двор), но может заключать в себе цель: учиться в институте, стать депутатом парламента, защитить диссертацию. В Адлерианской психологии большое значение придается динамике, т.е. изменениям, которые могут произойти с человеком. Тот, у кого имеется большое желание стать пловцом, или выдающимся атлетом, или лучшим в мире любовником, стремится к этой цели, она ему ясна и, подобно путеводной звезде, направляет его действия.
|
С самого раннего возраста цели определяют направление действий человека. Цель не обязательно должна быть точно оформлена в словах, и не всегда человек осознает ее. В раннем детстве цели очень простые. Например, дети могут искать новые стимулы, удобное положение или поощрение своих поступков. Дети с отклонениями в поведении стремятся к тому, чтобы на них постоянно обращали внимание, или упрямо требуют то, чего хотят.
|
Адлер считал, что человек — это часть общества. Он полагал, что наше "я" тесно связано с тем, как мы вписываемся в общество. Главное, в чем нуждается любой человек, — это потребность чувствовать себя принятым, найти свое место среди людей. В детстве для нас обществом представляется своя семья.
|
По мере того как человек осваивает более сложные сферы жизни (школа, профессиональная деятельность), групп, в которых он стремится быть принятым, становится все больше, и таким образом общество для него расширяется. Предельным обществом, принадлежность к которому может ощущать взрослый человек, является все человечество — он осознает себя его частью. Чувство принадлежности ко всему человечеству соответствует самой высокой социальной заинтересованности. Некоторые люди ограничены в своих представлениях о том, частью какого общества они являются. Например, они могут включать в это общество только людей какой-то одной национальности или людей с определенным уровнем дохода. Человек сам выбирает, к какому обществу он хотел бы принадлежать. Во взрослом возрасте оно представляется более абстрактным, чем в детстве.
|
Потребность быть принятым объединяет людей. Большое значение имеет, насколько удовлетворена эта потребность и какие представления у человека об этом. Если ребенок растет с убеждением, что он принадлежит своей семье, принят в ней, то он переносит это чувство и на другие группы людей. Вследствие этого ребенок будет стремиться внести определенный вклад в благополучие других групп людей. Представления человека о своем месте среди других определяют многие цели, которые он себе ставит. Ребенок, воспитанный на принципах Адлерианской психологии, будет ощущать себя равным в семье и равным среди других. Если же ребенок чувствует себя "не в своей тарелке", если считает, что он недостаточно хорош, чтобы быть принятым, тогда он много сил вынужден тратить на поиски своего места среди других. Вместо того чтобы содействовать благополучию общества, он будет заботиться лишь о себе и личном статусе.
|
Таким образом, представления человека о том, насколько он принят обществом, и о том, какое место в обществе ему принадлежит, формируют цель.
Могут возникнуть два вопроса в отношении принятия или непринятия личности группой и положения в ней. Первый: может ли человек быть принят определенной группой и иметь в ней свое положение в результате собственных усилий, или это должно быть ему дано, например, от рождения? Р. Дрейкурс заметил, что если человек сомневается в том, что у него есть свое положение и он принят определенной группой, тогда он стремится доказать свою приверженность ей. Такой человек часто выбирает недостижимую цель. Если он ощущает, что не принят, но считает, что может быть принят, тогда он пробует найти себе место в группе. Однако если человек внутренне убежден в том, что он отвергаемый, то, несмотря на достигнутые успехи, он просто не сможет поверить, что способен найти для себя место. Учителя, родители и психотерапевты должны помочь таким людям понять, что они "имеют место" и "принадлежат" по факту своего существования и вовсе не обязаны завоевывать его или доказывать, что другие должны их принять. Человек, уверенный, что у него есть собственное место среди других, сможет больше взаимодействовать и сотрудничать, чем тот, кто должен доказывать свою ценность.
|
Второй вопрос: является ли стремление к сотрудничеству идеальной целью для человека? Адлерианцы без сомнения утверждают положительно. Как считал Адлер, "каждый человек стремится стать значительным; но люди ошибаются, если они не понимают, что эта значительность может быть достигнута лишь благодаря их вкладу в жизнь других" (A. Adler, 1931/1958, с.8).
|
Чувство принадлежности обществу выражается немецким словом Gemeinschaftsgefühl (Это слово, изобретенно А. Адлером, как единственно подходящее для описания тех чувств, которые испытывают самоактуализированные люди к человечеству в целом), которое буквально означает "чувство общности", чувство сопричастности с обществом. Это "чувство" включает и сознание, и эмоции, и отношение к обществу, его благополучию. Адлер считал, что каждый человек имеет внутренний потенциал для появления этого чувства, и при воспитании детей можно создать оптимальные условия для его развития. Способ отношений между людьми, с которым сталкивается ребенок, определяет атмосферу, которая либо повышает, либо подавляет чувство сопричастности по отношению к другим. Слово Gemeinschaftsgefuhl можно перевести и как "социальный интерес". Это понятие будет более полным, если иметь в виду взаимосвязь интересов человека с интересами других. Идентификация с группой — вот ключ к пониманию того, что такое социальный интерес.
|
Для того чтобы ребенок мог идентифицировать себя с группой, ему нужно почувствовать, что он ее часть, и ощутить, что он принят. Чем сильнее это чувство, тем больше у ребенка развивается социальная заинтересованность; быть принятым — это не только физический или объективный факт, но и субъективный процесс. Ребенок может понимать, что он является членом группы, но не чувствовать себя ее частью. Чувство социальной заинтересованности строится на взаимности, признании, ощущении того, что твое участие важно для благополучия группы. Многие дети растут, зная, что формально они являются членами семьи и в этом смысле принадлежат ей, но они глубоко убеждены, что не играют никакой роли в семье и поэтому не нужны ей. Они чувствуют, что их присутствие несущественно. В некоторых случаях дети даже могут считать, что семье будет лучше без них, они только мешают ее благополучию.
|
Кроме чувства принадлежности обществу и группе, человеку необходима цель — ради чего нужно стремиться внести свой вклад? Чувство принадлежности одновременно является и следствием, и причиной взаимного возрастания притяжения индивида и группы. Это в свою очередь ведет к сотрудничеству и заботе о благополучии всех. Адлер отмечал, что способность быть социально заинтересованным присуща каждому человеку, однако необходимы определенные условия, чтобы этот внутренний потенциал проявился. Групповые процессы, протекающие в условиях взаимодействия, равноправия, доверия и уважения к личности, — если при этом поощряется участие в принятии общих решений и разделяется ответственность — с большой вероятностью будут стимулировать рост социальной заинтересованности. Важно не столько то, что группа играет существенную роль сколько взаимосвязь человека и группы. Если полностью учтено благополучие каждого человека в группе, тогда благополучие группы может возрастать до имеющегося предела; при этом уважение к группе не должно быть меньше, чем уважение к отдельному человеку. Группы могут научиться функционировать более эффективно. В случае, когда ребенок появляется в семье, живущей по таким законам, у него больше возможности в раннем возрасте развить социальную заинтересованность. Группа может стимулировать это развитие.
|
Во времена, когда Адлер создавал свою теорию, не было наглядной аналогии для доказательства, что внутренний потенциал требует определенных социальных условий для своего развития. Поэтому формулировка Адлера была сложной для понимания как профессионалами, так и общественностью. Однако современные достижения науки позволили найти аналогию: это речь. Люди обладают врожденной способностью пользоваться речью и понимать ее, но для того, чтобы развить этот внутренний потенциал, они должны иметь определенные социальные условия. Понятие "социальная заинтересованность" может быть уподоблено речи: даже если люди имеют внутренний потенциал, ни речь, ни социальная заинтересованность не смогут развиться без той стимуляции, которую человек получает, когда находится среди других людей.
|
Социальная заинтересованность — главное свойство, благодаря которому человек может реализовать свой истинный творческий потенциал. Когда мы содействуем благополучию других, то имеем больше возможности развить свой творческий потенциал, решая проблемы, преодолевая трудности» обучаясь и созидая, чем если будем тратить силы на доказательство того, что мы достаточно хороши или заслуживаем большего.
Адлерианцы с большим вниманием наблюдали за тем, как родители воспитывают детей и учителя работают с учениками.
Из вышеизложенного понятно, почему Адлер уделял этому столько внимания: чем младше человек, тем больше у него субъективных оценок для объективных событий. К примеру, если взрослый или подросток не станет менять главные цели и пересматривать основные взгляды в изменившихся обстоятельствах, то ребенку требуется испробовать разные модели взаимодействия, этот опыт необходим ему, поскольку помогает формированию основных целей.
|
Ребенок с самого раннего возраста стремится иметь собственный взгляд на мир, понять, кто он есть, осознать свое место в жизни. Хотя он формирует собственные взгляды на основании опыта и наблюдений, эти взгляды основываются на реальных событиях. Чем раньше ребенок узнает, что значит жить в согласии и сотрудничестве, тем более вероятно, что он будет строить свою субъективную картину мира в соответствии с испытанным чувством принадлежности и желанием взаимодействовать с другими. Мировоззрение и цели формируются у ребенка намного легче, чем у взрослого, поэтому детство — идеальное время для развития социальной заинтересованности. Однако адлерианцы утверждают, что чувство социальной заинтересованности может быть развито в любом возрасте, например, цель адлерианской психотерапии состоит в том, чтобы помочь человеку углубить чувство социальной заинтересованности.
|
Чувство принадлежности помогает маленькому ребенку составить представление о себе, собственной ценности и способностях. Оно дает возможность ребенку усвоить понятие об отношении к другим людям, которое строится на доверии, уважении и взаимодействии. Ребенок проявляет свою индивидуальность в контексте различных групп. Понятия, которые появляются у него в отношении себя, других людей, целей, а также его взгляд на мир являются результатом собственного творчества и отражают тот опыт, который у него уже имеется. Чем более необходимым членом группы он себя чувствует, чем больше верит в ценность своего вклада в благополучие группы, чем больше уважения испытывает к другим и получает от других, тем выше будет его доверие к себе и глубже чувство социальной заинтересованности. Это не исключает конфликтов, моментов отчаяния или огорчения. Скорее это дает стимул искать решение проблем и учиться на жизненном опыте. По мере того как ребенок становится старше и приобретает опыт социальных контактов, расширяется опыт его участия в разных группах. Из этого опыта складываются убеждения о том, какой способ дает лучший результат для установления хороших отношений с людьми, как пользоваться жизнью творчески и эффективно, как смело преодолевать трудности и переживать поражения и неудачи.
|
|