Главная » Статьи » Педагогика. Психология |
Четыре ошибочные установки поведения*Очень часто преподаватели задумываются о причинах плохого поведения детей. "Что заставило его так поступить?" - недоумевают они. Они склонны искать причины плохого поведения в желании сделать назло, в глупости, лени, в отсутствии честолюбия, в неправильном воспитании и т.д.; все это предположения, а не истинная причина. Каждый человек по-своему реагирует на жизненные ситуации и ищет свое место в мире. С этой точки зрения - плохое поведение ребенка указывает на его неправильное представление о своем месте в коллективе и, как следствие, - его неадекватное отношение к окружающим. Описание четырех ошибочных установок поможет преподавателю понять психологические мотивы ребенка, а не теряться в догадках, почему ребенок так себя ведет. Это позволит преподавателю развить искусство диагностики и психологическую чувствительность. Большинство взрослых не имеют понятия, почему ребенок плохо себя ведет, и они не понимают его целей. Ребенок не рождается с совестью и с хорошими манерами. Их надо развить, и это медленный и болезненный процесс. Пока ребенок учится постигать мир взрослых, он неизбежно делает ошибки. Это трудная задача - понять, что ждет от него общество в целом и родители, и преподаватели - в частности. Каждый поступок ребенка имеет подсознательную цель, и ребенок никогда напрасно не тратит энергию. Основная цель ребенка - быть в коллективе и найти в нем свое место " в семье или в группе, к которой он принадлежит.
Полезное и бесполезное поведение В социальном плане поведение может быть полезным и бесполезным. Под полезным поведением понимается поведение, направленное на совместную деятельность во имя общего блага. Человек заботится о других и стремится доставить радость и счастье себе и другим, бесполезное поведение направлено только на достижение своей пользы. Человек отстраняется от других и озабочен только собственным возвышением и достижениями. Он критикует других и, тем самым, деградирует. Контактный ребенок находит хороший прием в обществе, заботясь о его процветании и внося полезный вклад. Ребенок с плохим поведением потерял уверенность, что его примут и признают, как он того хочет, и он подсознательно ошибочно полагает, что его лучше воспримут благодаря его вызывающему поведению. Для того, чтобы добиться своего, ребенок может преследовать четыре ошибочные цели, даже не отдавая себе в этом отчета (Dreikurs, 1948). Вот они: 1. Получить дополнительное внимание. 2. Самоутвердиться. 3. Компенсироваться, отомстить за что либо. 4. Продемонстрировать неспособность (реальную или предполагаемую). Не важно, какими из четырех установок он руководствуется, его плохое поведение объясняется тем, что он убежден, что только благодаря ему он упрочит свое место в семье или в группе. Как правило, ребенок не отдает себе отчета в причине своего поведения. Бесполезно спрашивать его "Почему ты это сделал?". Он не знает. Но он признает причину, если ему ее описать. Многим трудно поверить, что детьми движет одна из четырех ошибочных целей, когда они плохо себя ведут или не хотят сотрудничать с другими и учиться. Нас часто спрашивают, на каком основании мы делаем такие обобщения и пытаемся объяснить все разнообразие плохого поведения одной из четырех целей. Мы бы с радостью включили и другие цели плохого поведения детей, если бы они были предложены и доказаны. В каждому случае мы видим одну или несколько таких целей. Они объясняют плохое поведение детей, более того - дети сами соглашаются, если им объяснить их как следует. Эти четыре ошибочные причины поведения легко наблюдаются на детях до 10 лет. Родителям и преподавателям трудно согласиться с тем, что плохое поведение детей направлено против них. В раннем детстве статус ребенка зависит от того, какое впечатление он оказывает на взрослых. Позже он использует другие методы, чтобы завоевать свое положение в группе сверстников и далее - во взрослом обществе. Но эти изначальные цели можно видеть в людях любого возраста, за исключением тех случаев, когда у взрослого человека они не все включены. Надо помнить, что статус и престиж можно часто достичь путем бесполезных и деструктивных действий, хотя не исключен путь полезных и конструктивных действий. В таблице 1 приводится перечень 4 ошибочных целей плохого поведения с описанием конкретных действий ребенка по пути достижения этих целей. Это помогает преподавателю понять цели по описанию ощущений, описанных в таблице.
Цели могут меняться Поведение ребенка может меняться в зависимости от обстоятельств, в какой-то момент он своими действиями обращает на себя внимание, в другом случае - он применяет силу, стремясь к реваншу.
Таблица 1. Четыре ошибочные цели
и реакция педагога на поведение ребенка
Ребенок может использовать разные методы, чтобы добиться своего или, наоборот, одно и то же поведение может служить всем четырем целям. Следующий пример показывает, как ребёнок изменяется в одной и той же ситуации в течение нескольких секунд при изменении цели. Jason (9 лет) первым правильно выполнил задание по математике. В классе принято, чтобы ученики помогали другим, у которых есть трудности с уроками. Jason бродил по комнате, пытаясь привлечь к себе внимание учительницы. Не добившись ничего, он сел за парту и предложил помощь Danny, которая была действительно ему нужна. Через секунду он попросил разрешения оценить работу Danny. Вопрос оценки работы был обсужден ранее и класс признал, что это дело учительницы. Когда учительница напомнила ему об этом, он сказал, что все равно собирается поставить отметку. Это был прямой подрыв авторитета учительницы. Но учительница не отреагировала. Она продолжала заниматься с другими учениками. Jason огорчился, захныкал и стал жаловаться, что учительница несправедлива к нему. Jason покинул класс, но через несколько минут вернулся и бездельничал оставшееся время. У такого поведения может быть больше причин, как показывает следующий пример. Leroy (14 лет) не выполнял письменное задание и тратил впустую время, глядя в окно. Учительница несколько раз напоминала ему, что он не сделает все вовремя, если не будет работать. Каждые 10 минут она подходила к нему посмотреть, как много он уже сделал, тем самым постоянно обращая внимание на поведение Leroy. Ни уговоры, ни угрозы учителя не могли сдвинуть его. Учительница обвинила его в лени. На самом деле он просто хотел ей доказать, что "она не сможет заставить его" (сила). Когда учительница оставила Leroy после школы, чтобы он закончил задание, он опять впустую провел время, рисуя скверные картинки на листочке. Это усилило убеждение учительницы в том, что Leroy ленив. Она не подозревала, что он хотел просто огорчить ее и тем самым свести с ней счеты (реванш). Причина 1, Внимание, очень часто приводит в заблуждение взрослых, потому что такое же поведение лежит в основе власти и реванша. Мы выяснили, что ребенок может стремиться привлечь внимание, применяя четыре следующих поведенческих схемы. (См. таблицу 2).
Выбор ребенком схемы поведения (конструктивной или деструктивной) зависит от его чувств и от его восприятия своего места в группе. Если оно покажется ему нехорошим, ему придется быть агрессивным и выразить это в деструктивных действиях. В зависимости от того, каково поведение ребенка: активное или пассивное, можно судить о его смелости. Пассивность указывает на ее отсутствие. Если подавить агрессивность, то смелость его уменьшится до такой степени, что он откажется от открытой враждебности. Механизмы привлечения внимания Этот механизм особенно работает у детей раннего возраста. Это вопрос культуры - какие возможности мы даем ребенку, чтобы он завоевал свое место в социуме, действуя ему на благо. Все, что необходимо делать в семье, делается родителями или старшими детьми.
Таблица 2. Четыре ошибочные причины плохого поведения
Не найдя возможности завоевать статус своими конструктивными действиями, ребенок может попытаться использовать обаяние и привязанность или привлечь дополнительное внимание. И пока ни одна из применяемых им мер не увеличит его веры в себя и свои силы, он будет продолжать свои попытки. Сначала он может попробовать добиться социального признания приятными средствами. Когда они не дадут результата, он может придумать, как бы их заставить что-нибудь сделать для него или, по крайней мере, обратить на него внимание. Унижение или наказание его не смутят, пока он не достигнет своей цели, он предпочтет их игнорировать (Следует указать, что привлечение внимания — это единственная цель, которую можно достичь всеми четырьмя поведенческими схемами). Власть и реванш могут быть достигнуты активно-деструктивным поведением. Власть, реванш и демонстрация неадекватности могут быть достигнуты пассивно-деструктивным поведением. Активно-конструктивное поведение Активно-конструктивное привлечение внимания напоминает очень правильное поведение. Ребенок очень честолюбив и хочет быть первым и лучшим. Он настроен на успех. У этого ребенка не очень хорошие отношения со сверстниками в группе: если он не будет блистать, он почувствует себя потерянным. Желание ребенка быть совершенным, правильным и лучшим подогревается амбициозными родителями, которые одобряют его действия. Часто они противопоставляют его другим детям в семье. Конкуренция других детей развивает в нем стремление к похвалам. Для того, чтобы поддерживать превосходство над другими, соответствовать и продолжать быть лучше других, ребенок старается быть хорошим, надежным, внимательным, трудолюбивым, он стремится достичь и достигает любую поставленную цель. Опыт показывает, что соревновательность улучшает "плохих" детей, а "хорошие" дети могут отступить. Dorrie (8 лет) - очень прилежная девочка. Она всегда выполняет задания. Обычно она заканчивает работу и постоянно спрашивает: «Что еще мне сделать?" или ''Смотрите, я все сделала". В течение дневного перерыва Dorrie входила в класс и дополнительно выполняла какие-нибудь проекты и доклады Она всегда привлекала внимание учительницы своими проектами. Учительница всегда была довольна ею и часто говорила: "Вот если бы все были, как Dorrie!" В этом примере большинство взрослых не увидело бы в поведении Dorrie отклонений в плохую сторону. Однако, давайте посмотрим пристальнее на ее действия. Она всегда привлекает внимание учительницы к своему "хорошему" поведению: «Смотрите, какая я хорошая". Она выполняет работы исключительно ради одобрения учителя, а не потому что она в действительности хочет учиться. Она делает хорошие вещи по плохим причинам. Учитель не распознал ошибочной цели ученицы и невольно укрепил ее. О таком типе ребенка говорят яркими словами "такой чудесный ребенок" или '"такая хорошая девочка". Это тип -"любимец учителя" или '"образцовый ребенок". Dorrie вдруг потеряла интерес к работе. Она выглядела расстроенной и подавленной. Поскольку ничего не случилось, учительница не могла понять причину случившейся перемены. После изучения ситуации со всех сторон учительница поняла, что Dorrie отступила, когда другой ребенок догнал ее и стал учиться столь же хорошо. Dorrie должна была быть первой и это не стоило ей труда. Ее разочарование и отступление показывают степень соревновательности в поведении ребенка.
Активно-деструктивное поведение Активно-деструктивный ребенок - нетерпеливый, вызывающий, шутовской или задиристый. Этот тип поведения напоминает тот, с помощью которого достигают вторую цель (власть) или третью (реванш), но отличается от них отсутствием напора и враждебности. Ребенок, который жаждет внимания прекратит свои провокации, как только достигнет цели. Ребенок, который хочет демонстрировать власть, не удовлетворен просто вниманием, хочет, чтобы было так, как хочет он. Активно-деструктивный ребенок раздражает родителей и учителей "мешающим" поведением: выпячиванием себя, болтовней, ненужными вопросами и др. Учительница помогала Mike (6 класс), делать задание по общественным наукам. Когда она засобиралась уходить, Mike начал бормотать. "А, ..., вы, ... Учительница ответила: "Не сейчас. Спасибо". Mike подавился своим смехом, и после этого у него уменьшилось количество словесного мусора. А если бы учительница сделала бы Mike замечание по поводу его провокации, она попала бы в его ловушку. Пассивно-конструктивное поведение. Некоторые дети пассивны в своих реакциях. Пассивно- конструктивный ребенок достигает своих целей обаянием и таким образом он заставляет людей делать то, что он хочет. Он демонстрирует свою беспомощность, тем самым вынуждая людей что-то делать для него. Эти дети никогда не мешают и не досаждают, так как они могут потерять свое обаяние, что значит власть в данном случае. Они очень эгоистичны, а выглядит все так, как будто они интересуются другими. Такие дети стремятся вести себя, как "льнущая лоза". Многие успешно притворяются. Shirley (6 лет), была очень привлекательным ребенком и знала о своей привлекательности. Она знала несколько маленьких приемов, чтобы заставить людей восхищаться собой. Она обычно стояла и слегка трогала свои длинные белые кудри, и люди говорили: "Какие прекрасные волосы у Shirley" и гладили ее по головке. Иногда она смотрела застенчиво вниз, а потом - на взрослого, который обычно замечал ее великолепные длинные ресницы. Когда ее просили что-нибудь сделать, она глубоко вздыхала, моргала глазами, и взрослые обычно думали, чем бы ей помочь. ___________________ * По материалам Maintaining sanity in the classroom. Classroom Management Techniques. 2nd Edition. Copyright 1982 by The Estate of Rudolf Dreikurs, Bernice Bronia Grunwald and Floy Childers Pepper, USA, NY. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8447 | | |
Всего комментариев: 0 | |