ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
|
Если в процессе воспитания дети учатся на естественных,закономерных последствиях своих действий (и действий других людей), то такое воспитание имеет устойчивый положительный результат. Эффективное принятие решений возможно тогда, когда человеку известно, к каким последствиям приведут его действия. Более того, знание причинно-следственных связей в поведении людей помогает человеку быть уверенным в своих взглядах и готовым нести ответственность за свои поступки. Если дети понимают, каков результат воздействия их поступка на других, и осознают, что последствия находятся в зависимости от их собственного решения и поведения, то у них формируется взгляд, который позволяет видеть определенный порядок и последовательность в отношениях. Маловероятно, что таким детям жизнь будет представляться хаотичной, где люди являются лишь жертвами обстоятельств.
|
В приложении к сфере отношений адлерианские принципы основываются не на жестко авторитарном контроле за результатами, а на естественных и логических последствиях поступков.
Родители убеждаются, что в воспитании лучше следовать демократическим методам, которые помогают обучить детей тому, как участвовать в принятии решений. Семейные компромиссы и взаимные уступки не только позволяют ребенку ощутить собственную ценность как равноправного члена группы, но он еще и учится предвидеть результаты, обдумывать собственные планы и решения, находить эффективные пути для изменения своего поведения. Чем больше у ребенка опыта собственных упорядоченных действий, а не капризов, тем правильнее и реалистичнее он будет объяснять происходящие события, полагаться на собственные решения. То, что справедливо в воспитании детей, действенно и для других типов отношений людей. Чем больше участия принимает каждый из супругов в решении семейных проблем, чем больше у них совместного опыта в этом и закономерных последствий, тем лучше супруги смогут преодолевать трудности и меньше вероятность, что они будут плохо понимать друг друга. Так и на работе, в профессиональной деятельности: чем больше начальник дает возможности подчиненным участвовать в принятии решений и позволяет проявиться естественным последствиям, а не опирается на свое волевое решение, тем более вероятно, что среди работников возникнет дух сотрудничества и доверия.
|
Поощрение и наказание в качестве внешних мер воздействия не способствуют тому, чтобы человек полагался на собственное мнение и возможности. Налагаемые со стороны поощрение и наказание могут на время изменить конкретное поведение, но они не научат уверенности в себе, доверию к себе, смелости в проявлении собственной инициативы и умению сотрудничать.
|
Адлерианцы настаивают на том, что поддержка важнее поощрения, так как в результате требуется, чтобы человек сам научился осознавать и распоряжаться собственными силами. Поддержка способствует возрастанию смелости; поощрение лишь изменяет конкретное поведение на некоторое время. Смелость придает уверенности в себе даже в том случае, когда внешняя поддержка со стороны окружающих совсем незначительна, в то же время поощрение за хорошее поведение учит человека полагаться на внешнее окружение, а не на собственные силы. Адлерианский подход в обучении, консультировании и управлении опирается не на поощрение и наказание, а на методы применения поддержки и логически закономерных последствий*. Эти методы могут быть использованы и дома, и в школе, и на работе. Они —- часть демократического взаимодействия с другими, основаны на уважении к человеку. Ни авторитарные методы, ни попустительские не помогут индивиду научиться действовать уверенно, так как в авторитарных методах нет уважения к человеку, а попустительские не годятся, потому что не могут дать ощущение порядка, которое необходимо для уверенности в себе и эффективного принятия решений.
|
Те люди, которые воспитывались с помощью попустительских или авторитарных методов, с большей вероятностью будут преувеличивать собственные недостатки и слабые или сильные стороны других. Такие дети, взрослея, не доверяют себе и окружающим. Если люди сомневаются в собственных силах и воспринимают жизнь суровой и несправедливой, они в то же время находят множество оправданий, чтобы обходить жизненные требования. Предубеждение, основанное на искаженной оценке действительных жизненных обстоятельств, препятствует человеку в поиске решения проблемы и склоняет его к тому, чтобы ретироваться и отступить, а не искать путей усовершенствования ситуации.
|
Неспособность полноценно участвовать во взаимодействиях социальной жизни Адлер описывал как характерную особенность психопатологии. По Адлеру, психопатология существенным образом нарушает отношения, она связана с ложным убеждением об ограниченности своих возможностей и представляет собой ошибочную систему представлений о жизни. Неправильные убеждения не дают возможности невротику, психопату и преступнику оказывать содействие другим.
|
Психопатология проявляется в том, как человек ведет себя на работе, в супружеских отношениях и во взаимодействии с другими людьми (Адлер обозначил эти три сферы как три жизненных задачи)*. Чувствуя несостоятельность и воспринимая мир как несправедливый, непредсказуемый или полностью недоброжелательный, человек-невротик, психопат или преступник избегает отношений сотрудничества, уклоняется от решения реальных жизненных проблем. Психопатологический процесс не обязательно приведет к серьезной болезни или преступной деятельности. Адлер признавал непрерывность между наиболее благополучным состоянием, когда человек вполне доволен собой, и крайней степенью разочарования, упадком духа. Психопатология и здоровая жизнедеятельность — это не дихотомия, а разновидность континуума (т.е. психопатологические симптомы могут у одного и того же человека появляться и исчезать, их появление связано с чувством разочарования, депрессией и т.д.).
|
Недостаточная, психопатологическая, жизнедеятельность вызвана не реальной неспособностью или незнанием, а в большей степени установками типа: "Я не хочу с вами играть, если я буду играть, то только по своим правилам". Она представляет собой не просто неспособность взаимодействовать и сотрудничать, но является следствием отказа от содействия и сотрудничества!
Будучи убежденным, что полноценное участие невозможно, жизнь бесполезна и никакие старания не принесут улучшения, человек разочаровывается и уходит от требований жизни, отказывается искать пути сотрудничества*.
|
Методом поддержки и обучения адлерианцы помогают людям ослабить или устранить неправильные убеждения и привычки. Поскольку Адлер объяснял психопатологию в понятиях ошибочных установок и убеждений, он считал терапию и психологическое консультирование формами обучения, которое помогает человеку приобрести новые установки и убеждения. Адлерианские принципы могут применяться очень широко — в воспитании детей, обучении учеников в школе, в консультировании, психотерапии и вообще в работе с людьми, которые оказались в сложной ситуации и ищут помощи. В процессе психотерапии и консультирования человек приобретает новые понятия о себе и других. Вместо того чтобы искать оправдание или винить обстоятельства, люди учатся обращать внимание на последствия тех или иных своих действий. Осознав, как он воздействует на других людей и на стоящие перед ним задачи, человек приходит к мысли, что он не такой уж слабый и беспомощный, как представлял это раньше. С помощью психотерапевта или психолога-консультанта он начинает понимать, что с изменением его поведения мир становится более доброжелательным. Осознав последствия своего выбора, решения и действия, человек приходит к убеждению, что у него имеется альтернатива. Воодушевленный этим, он чувствует в себе созидательные силы, которые позволяют ему содействовать другим людям и сотрудничать с ними. От этого жизнь ощущается полнокровнее и прекраснее и приносит намного больше удовлетворения.
|
Книга полностью представлена в нашей библиотеке. |
|