|
Перевод: Алена АНТИПОВА, Светлана ШАРОВА.
Редакция текста: Наталья КАСИЦИНА |
Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями.
|
Статья первая. Что такое образование?
|
Я уверен, что любое образование происходит через включение личности в социальное сознание человеческого сообщества. Этот процесс, начинаясь неосознанно с момента рождения, постоянно формирует способности человека, насыщая его сознание, формируя его привычки, помогает развиваться его идеям, чувствам и эмоциям. Через это неосознанное образование человек постепенно вырастает до способности использовать всё лучшее из интеллектуального и духовного наследия, которое представляет для человечества главное богатство, накопленное цивилизацией. Даже самое формальное и специализированное образование не может быть оторвано от этого общего процесса. Формальное образование способно лишь некоторым образом структурировать этот процесс или направить в какое-либо русло.
|
Я уверен, что истинное образование происходит, когда способности ребёнка пробуждаются под действием требований социальных ситуаций, в которые он попадает. Эти требования заставляют его действовать как члена общества, выбираться из свойственных ему узких границ действий и чувств, и выражать себя с точки зрения ценностей той группы, к которой он принадлежит. Реакция других членов общества на его действия помогает ребёнку узнать, что они означают в социальном отношении, и ребёнок начинает понимать смысл своих действий. Например, реакция окружающих на инстинктивный лепет младенца, помогает ребёнку понять, что значит этот его лепет; эти неосознанные звуки трансформируются в членораздельную речь и, таким образом, ребенок знакомится с новым огромным богатством мыслей и чувств, заключённых в языке.
|
Я уверен, что этот образовательный процесс имеет две стороны: психическую и социальную, и что ни одна из этих сторон не может быть подчинена другой или оставлена в пренебрежении без отрицательных последствий, но фундаментом, всё же, является психическая составляющая. Собственные инстинкты и способности ребенка являются исходным материалом и отправной точкой всего образования. Если усилия обучающего не объединяются с активностью, предпринимаемой ребенком по собственной инициативе, независимо от обучающего, то образование становится простым давлением извне. Это и в самом деле может дать какие-то внешние результаты, но по-настоящему образовательными их назвать нельзя. Без пристального внимания к психическим процессам и деятельности личности, образовательный процесс будет стихийным и произвольным. Если случается так, что он совпадает с активностью ребенка, то мы получаем дополнительное средство для достижения образовательной цели, если же нет, то результатом его будет сопротивление, разрушение или закрепощение внутренних сил ребенка.
|
Я уверен, что знание социальных условий, современного состояния общества необходимо, чтобы адекватно интерпретировать проявления ребёнка. У ребенка есть собственные инстинкты и намерения, но мы не знаем, что они значат, до тех пор, пока мы не найдем им эквиваленты в структуре общественных отношений. Мы должны уметь расценивать их с точки зрения социального опыта прошлого и рассматривать их, как обусловленные всем опытом человеческой деятельности. Мы также должны быть готовы спрогнозировать, как они будут развиваться и чем они окончатся в будущем. В только что приведенном примере - это способность увидеть в лепете ребенка перспективу и потенциал его будущего общения с людьми, что помогает использовать этот инстинкт надлежащим образом.
|
Я уверен, что психическая и социальная стороны органически взаимосвязаны, и что образование нельзя рассматривать как компромисс между ними или как превосходство одного над другим. Нам говорят, что психологическое определение образования формализовано и бесплодно - что оно дает нам только идею развития умственных способностей, не показывая, как эти способности могут быть использованы. С другой стороны, нас убеждают, что социальное определение образования, как приспособление к обществу, делает из него насильственный и внешний процесс, результатом которого является подчинение свободы личности предвзятому социальному и политическому статусу.
|
Я убежден, что каждое из этих возражений справедливо, если использовать аргументацию одной стороны. Чтобы иметь реальное представление о способностях, нам необходимо знать их направленность, область их применения или функцию, а этого мы не можем знать, если мы не рассматриваем личность как активно действующую в социальных взаимоотношениях. С другой стороны, единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями. С приходом демократии и современного промышленного развития стало невозможно совершенно определённо предсказать, что будет представлять собой общество через 20 лет. Следовательно, невозможно подготовить ребёнка к какому-то определенному набору условий. Подготовить ребёнка к будущему - это значит научить его владеть собой, это означает так натренировать его, чтобы он сумел полностью и быстро использовать все свои способности, чтобы его глаза, руки и уши стали инструментами, готовыми к действию, чтобы его суждения основывались на понимании условий, в которых ему придётся работать, и чтобы его силы, направленные на выполнение задачи, были натренированы таким образом, чтобы он мог их использовать разумно и экономно. Невозможно научить такого рода адаптации, если не будет постоянной заботы о пристрастиях, интересах и возможностях самого ребёнка, т. е. без рассмотрения образования с точки зрения его психической составляющей.
|
Подводя итоги я хочу сказать, что человек, которого мы обучаем - это социальная личность, а общество - это органичное сообщество индивидов. Если мы отбрасываем социальный фактор, говоря о личности ребёнка, то у нас остаётся только абстракция, если же мы не учитываем личностный фактор при изучении общества, то у нас остаётся только инертная и безжизненная толпа. Таким образом, образование должно начинаться с психологического понимания возможностей ребёнка, его интересов и привычек. Это необходимо контролировать в каждой точке педагогической работы. Мы должны постоянно интерпретировать способности, интересы и привычки ребёнка - мы должны знать, что они означают, для того, чтобы установить их смысл. Они должны быть переведены на язык их социальных эквивалентов - т. е. важно сформулировать то, чем они могут служить обществу.
|
|
Истинным ориентиром школьных предметов должна быть не наука, не литература, не история и не география, а социальная деятельность самого ребёнка.
|
Статья вторая. Что такое школа? |
Я уверен, что школа - это, в первую очередь, социальный институт. Поскольку образование - это непрерывный социальный процесс, школа - это такая форма общественной жизни, где сконцентрированы все виды деятельности, что позволяет ребёнку наиболее эффективно и полно усвоить наследие человечества, и использовать свои способности для общественных целей.
|
И поэтому Я уверен, что образование это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни.
|
Я уверен, что школа должна представлять текущую жизнь как важную и реальную, настолько же, насколько и та, которую ребенок ведет дома, в своем близком окружении и на площадках для игр.
|
Я уверен, что образование, которое не пронизано жизненными формами, формами, которые достойны того, чтобы существовать ради них самих, всегда является бледным подобием живой реальности, ограничивает и ослабляет.
|
Я уверен, что школа, как социальный институт, должна упрощать существующую социальную жизнь, должна сводить ее, где возможно, до простейших форм. Существующая жизнь настолько сложна, что ребёнок, сталкиваясь с ней, получает "пинки и шишки", он или переполняется огромным количеством впечатлений, так что теряет способность разумно реагировать, или его так возбуждают разнообразные виды деятельности, что его способности призывают его поспешно вступить в игру и он или чрезмерно углубляется в каком-то одном направлении или ещё более разбрасывается.
|
Я верю, что как упрощённая модель социальной жизни, школьная жизнь должна постепенно вырастать из домашней жизни, т. е. в школе следует начинать и продолжать те виды деятельности, с которыми ребёнок уже был знаком в домашних условиях.
|
Я уверен, что нужно предоставлять ребёнку эти виды деятельности, представлять их так, чтобы ребёнок постепенно узнавал их значение, и был готов сам принимать участие в них.
|
Я уверен, что это - психологическая необходимость, поскольку это единственный способ сохранить последовательность в развитии ребенка, единственный путь показать ребёнку, как связан его прошлый опыт с теми новыми идеями, которые ему преподносят в школе.
|
Я уверен, что это также и социальная необходимость, поскольку дом - это форма общественной жизни, в которой ребёнок рос, и в связи с которой он получал нравственное воспитание. Это задача именно школы - расширить и углубить понимание ценностей, привитых дома.
|
Я уверен, что современное образование терпит неудачу потому, что оно отрицает этот фундаментальный принцип - школы как формы общественной жизни. Оно расценивает школу как место, где должно быть дано определенное количество информации, где должны быть изучены определённые дисциплины и сформированы определённые привычки. Ценность их, как представляется, в основном лежит в далёком будущем. Ребёнок должен делать всё это ради чего-то другого, всё это - просто приготовления. И как результат, они не становятся частью жизненного опыта ребёнка и, следовательно, не являются в полном смысле слова обучением.
|
Я уверен, что нравственное воспитание сконцентрировано вокруг этой концепции школы как модели общественной жизни, что самое лучшее и глубокое нравственное воспитание - это то, которое получают через необходимость вступать в конструктивные отношения с другими людьми в процессе совместной работы и размышления. Современные системы образования, поскольку они уничтожают или пренебрегают этим союзом, затрудняют или делают невозможным получение подлинного систематического нравственного воспитания.
|
Я уверен, что сама жизнь сообщества должна поощрять и контролировать ребёнка в его работе.
|
Я уверен, что в существующих условиях, из-за пренебрежения идеей школы как формы общественной жизни, школьную жизнь слишком часто поощряет и контролирует учитель.
|
Я уверен, что место и работу учителя в школе нужно рассматривать на этой же основе. Учитель в школе не для того, чтобы навязывать определённые идеи или формировать у ребёнка определённые привычки, но учитель в школе - это член сообщества и он существует для того, чтобы выбирать те виды воздействия, которые повлияют на ребёнка, и которые помогут ему адекватно реагировать на такое воздействие.
|
Я уверен, что школьная дисциплина должна происходить из всего уклада жизни школы, а не конкретно от учителя.
|
Я уверен, что задача учителя определить, опираясь на больший опыт и мудрость, как этот определенный порядок жизни должен входить в жизнь ребёнка.
|
Я уверен, что все вопросы, связанные с отметками и переводом ребёнка в следующий класс должны рассматриваться с тех же позиций. Экзамены нужны только постольку, поскольку они могут определить, готов ли ребёнок к жизни в обществе, и могут обозначить то место, на котором он может быть наиболее полезен и где он может получить максимальную помощь и поддержку.
|
|
Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить.
|
Статья третья. Содержание обучения
|
Я уверен, что общественная жизнь ребёнка - это основа для упорядочивания и приведения в соответствие всего его обучения или развития. Общественная жизнь неосознанно объединяет и предопределяет все его усилия и достижения.
|
Я уверен, что содержание учебной программы школы должно отражать последовательную дифференциацию примитивной неосознанной общественной жизни.
|
Я уверен, что мы насилуем природу ребёнка и затрудняем его нравственное развитие, когда внезапно заставляем ребёнка изучать целый ряд специальных предметов, таких как чтение, письмо, география, никак не связанных с его социальной жизнью.
|
Я уверен, таким образом, что истинным ориентиром школьных предметов должна быть не наука, не литература, не история и не география, а социальная деятельность самого ребёнка.
|
Я уверен, что литература - это отражённое выражение и интерпретация социального опыта, и поэтому она должна следовать за этим опытом, а не опережать его. Она, таким образом, не может быть основой, хотя она может быть кратким изложением основ.
|
Я также уверен, что история важна в образовательном отношении, настолько, насколько она показывает периоды развития жизни общества. Ее нужно контролировать ссылками на общественную жизнь. Когда ее изучают просто как историю, ее отбрасывают в далёкое прошлое и она становится мёртвой и инертной. Если же рассматривать её как хронику общественной жизни человека и человеческого прогресса, то она становится полна значения. Я уверен, тем не менее, что её нельзя так рассматривать, однако бывают исключения: и ребёнка также прямо вводят в жизнь общества.
|
Я, соответственно, считаю, что главная основа образования - это способности ребёнка к работе по тем же конструктивным линиям, как и те, которые создали саму цивилизацию.
|
Я уверен, что единственный путь дать возможность ребёнку осознать его социальное наследие - это позволить ему опробовать те виды деятельности, которые делают саму цивилизацию тем, что она есть.
|
Я уверен, таким образом, что ориентиром служат так называемые выразительные или продуктивные виды деятельности.
|
Я уверен, что это определяет место кулинарии, шитья, ручного труда и т. д. в школе.
|
Я уверен, что это не отдельные предметы, которые нужно преподавать помимо других предметов или в перерывах между ними, введя одну из форм отдыха или дополнительный предмет.
|
Я уверен, что это скорее типичные фундаментальные формы общественной деятельности. И что возможно и желательно, чтобы введение ребёнка в курс более формальных предметов происходило бы через включение его в эти виды деятельности.
|
Я уверен, что изучение науки является образованием только тогда, когда оно несёт знания о материалах и процессах, которые делают жизнь общества тем, что она есть.
|
Я уверен, что одно из величайших затруднений обучения науке сегодня состоит в том, что материал представляется в чисто формализованном виде или рассматривается как совершенно новая особая форма опыта, которую ребёнок может добавить к тому, что уже имеет. В действительности наука ценна тем, что она даёт возможность интерпретировать и проверять уже имеющийся опыт. Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить.
|
Я уверен, что сейчас мы теряем много ценного из того, что может дать изучение литературы и языков, поскольку мы исключили из них социальный элемент. Почти всегда в книгах по педагогике пишут, что язык это просто выражение мысли. Действительно, язык - это инструмент логики, но он в основном и в первую очередь является социальным инструментом. Язык - это средство общения, это инструмент, с помощью которого человек может поделиться с остальными своими мыслями и чувствами. Если рассматривать язык просто как способ получения информации или лишь как средство продемонстрировать то, что человек узнал, то он теряет свою социальную направленность и цель.
|
Я уверен, таким образом, что нет в идеальной школьной программе определенной последовательности занятий. Если обучение - это жизнь, вся жизнь имеет с самого начала научный аспект, культурный аспект, аспект искусства и аспект общения. Не может, таким образом, быть верным то, что на начальной стадии обучения подходящими предметами являются простое чтение и письмо, а на более поздних этапах могут быть введены - литература или изучение научных дисциплин. Прогресс состоит не в последовательности занятий, а в развитии нового к ним отношения и нового к ним интереса и в получении нового опыта.
|
И, наконец, Я уверен, что образование нужно рассматривать как длительное воссоздание опыта, что процесс и цель образования - это одно и то же.
|
Я уверен, что установить какую-либо цель вне образования, как представляющую его цель и норму, означает, в значительной степени лишение процесса образования его значения и вынуждает нас, имея дело с ребенком, полагаться на ложные и внешние стимулы.
|
|
С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
|
Статья четвёртая. Природа метода
|
Я уверен, что проблема метода фактически сводится к вопросу о том, в каком порядке происходит развитие способностей и интересов ребёнка. Порядок представления и подачи материала - это порядок, заложенный в природе самого ребёнка.
|
И поэтому Я уверен, что следующие утверждения имеют огромную важность как определяющие дух образования.
|
1) Я уверен, что активная сторона предшествует пассивной в развитии природы ребёнка; что способность выразить предшествует осознанному восприятию; что физическое развитие предшествует развитию чувственному; что движение предшествует осознанным ощущениям;
|
Я уверен, что осознание по существу является и двигательным или импульсивным; что осознанные состояния стремятся отразить себя в действии.
|
Я уверен, что пренебрежение этим принципом является причиной большей части потерянного времени и сил в работе в школе. Ребёнку навязывают пассивную, поглощающую, принимающую позицию. В этих условиях, ребёнку не позволяют развиваться по законам своей природы, результат - сопротивление и пустая трата сил и времени.
|
Я уверен, что идеи (интеллектуальные и рациональные процессы) также являются результатом деятельности и передаются ради лучшего контроля над деятельностью. То, что мы называем причиной, это в основном закономерность - последовательность организованных и эффективных действий. Пытаться развивать способность рассуждать, здравомыслие, не соотнося это с выбором и подготовкой средств при совершении действия, - это основное заблуждение в современных методах, касающихся этой проблемы. И в результате, мы представляем ребёнку необоснованные символы.
|
Символы необходимы в процессе умственного развития, но они должны использоваться как инструменты для экономичного использования усилий; представляемые сами по себе, они являются всего лишь бессмысленной и необоснованной массой идей, навязанной извне.
|
2) Я уверен, что образ - это замечательный инструмент обучения. Что ребёнок берёт из любого, преподаваемого ему предмета, только образы, которые он сам формирует по отношению к нему.
|
Я уверен, что если бы 90 процентов энергии, направляемой сегодня на то, чтобы заставить ребёнка выучить определённые вещи, было бы направлено на заботу о том, чтобы ребёнок формировал нужные образы, то процесс обучения был бы намного легче.
|
Я уверен, что большая часть внимания и времени, которая сегодня направляется на подготовку и проведение урока, могла бы быть более мудро и с большей пользой направлена на то, чтобы тренировать воображение ребёнка к созданию образов, и на заботу о том, чтобы он постоянно формировал определённые, живые и развивающиеся образы разных объектов, с которыми он постоянно сталкивается в своём опыте.
|
3) Я уверен, что интересы - это сигналы и симптомы растущих сил и способностей.
|
Я уверен, что они представляют зарождающиеся способности. Что касается постоянного и заботливого наблюдения за интересами - то это главнейшая задача обучающего.
|
Я уверен, что за интересами надо наблюдать, поскольку они показывают уровень развития, которого ребёнок достиг.
|
Я уверен, что они предсказывают уровень развития, к которому он только приближается.
|
Я уверен, что только посредством постоянного и сочувствующего наблюдения за детскими интересами взрослый может войти в жизнь ребёнка и увидеть, к чему ребёнок готов, и с каким материалом он будет наиболее продуктивно и с большей готовностью работать.
|
Я уверен, что эти интересы нельзя ни подавлять, ни осмеивать. Подавлять интерес - это значит сделать из ребёнка взрослого. И таким образом ослабить интеллектуальное любопытство и живость, подавить инициативу и уничтожить интерес. Осмеять интересы ребёнка - это значит заменить постоянное преходящим. Интерес - это всегда признак стоящей за ним способности. Очень важно обнаружить эту способность. Осмеять интерес это значит потерпеть неудачу в попытке проникнуть во внутренний мир ребенка и несомненный результат - необходимость заместить подлинный, искренний интерес капризом и прихотью.
|
4) Я уверен, что эмоции - это отражение действий.
|
Я уверен, что пытаться стимулировать или поднимать эмоции отдельно от соответствующих им видов деятельности - это провоцировать нездоровое и болезненное состояние ума.
|
Я уверен, что если только мы сможем сберечь правильные модели поведения и мышления, соотносящиеся со всем добрым, истинным и прекрасным, то эмоции по большей части позаботятся о себе сами.
|
Я уверен, что после тупости и глупости, формализма и рутины, нашему образованию угрожает не меньшее зло - сентиментализм.
|
Я уверен, что сентиментализм - это неизбежный результат попытки отделить чувство от действия.
|
|
Если сегодня, мы будем учить так же, как учили вчера, мы украдем у детей Завтра.
|
Статья пятая. Школа и социальный прогресс
|
Я уверен, что образование - это фундаментальный метод общественного прогресса и реформ.
|
Я уверен, что все реформы, основанные только на введении в силу законов, или на угрозе наказания, или на изменениях в механических или внешних обстоятельствах, преходящи и бесполезны.
|
Я уверен, что эта концепция пользуется заслуженным уважением тех, кто исповедует и индивидуалистические и общественные идеалы. Что она, несомненно, индивидуальна, поскольку должным образом признает формирование определённого характера как подлинную основу правильного образа жизни. Она социальна, поскольку она признает тот факт, что этот характер не должен быть сформирован исключительно индивидуальными правилами или призывами, а скорее воздействием определённой формы установленной или общинной жизни на личность, и, что социальный организм посредством школы как своего органа может определить этические цели.
|
Я уверен, что в идеальной школе у нас есть примирение индивидуальных и общественных идеалов.
|
Я уверен, что обязанность общества перед образованием, - важнейшая моральная обязанность. С помощью закона и наказания, общественной агитации и обсуждения, общество может регулироваться и формироваться более или менее случайным образом. Но посредством образования общество может формулировать свои цели, может организовывать свои средства и ресурсы, и таким образом оформлять самое себя определённо и разумно (экономно) в том направлении, в котором оно хочет двигаться.
|
Я уверен, что если общество однажды признает возможности этого направления и обязанности, которые эти возможности накладывают, то уже не нужно будет беспокоиться о ресурсах времени, внимания и денег, которые будут предоставлены в распоряжение обучающему.
|
Я уверен, что с развитием науки психологии, дающей дополнительно понимание структуры личности и законов роста, и с развитием социальной науки, дающей нам более глубокое понимание правильной организации индивидуумов, все научные ресурсы смогут использоваться для целей образования.
|
Я уверен, что когда наука и искусство соединятся таким образом, будет достигнуто самое внушительное побуждение к человеческой деятельности; появятся самые подлинные источники человеческого поведения и утвердятся лучшие взаимоотношения, которые только возможны для человеческой природы.
|
Я, наконец, считаю, что учитель вовлечён не только в процесс обучения личности, но и в формирование пристойной общественной жизни.
|
Я уверен, что каждый учитель должен осознавать благородство своего призвания; что он состоит на службе обществу, чтобы поддерживать надлежащий общественный порядок и обеспечение правильного общественного развития.
|
Я уверен, что таким образом учитель всегда является пророком Господа нашего и привратником Царства Божьего.
|
* Джон Дьюи (1859-1952), профессор Мичиганского, Колумбийского и Чикагского университетов, организатор знаменитой экспериментальной Школы-лаборатории при Чикагском университете (1896-1904), крупнейший американский философ и преобразователь школы.
|
Оригинал. School Journal vol. 54 (January 1897), pp. 77-80
|
|