Главная » Статьи » Педагогика. Психология |
Дилемма воспитания Из книги Д-ра Линды Альберт «Справимся вместе» Родители часто спрашивают, почему сегодня стало так трудно растить детей? До появления первенца большинство из них были абсолютно уверены в своих воспитательных способностях. Несколько лет спустя эти родители выглядят сконфуженно и растерянно. Их дети и проблемы, связанные с ними, вместо радости и наслаждения приносят страдания и тревоги. "Где же мы ошиблись?" - спрашивают они. "Почему наши дети вызывают столько проблем? Почему мы не справляемся, как другие?" Правда состоит в том, что и всем остальным сегодня приходится нелегко и никто из сегодняшних родителей не находится в исключительном, привилегированном положении. Мы очень не хотим отказаться от прежних методов, или же признать, что они не работают! Дилеммой сегодняшних родителей является то, что многие из этих, привитых в детстве навыков, неэффективны с сегодняшними детьми. И все же, мы очень не хотим отказаться от них или даже признать, что они не работают. Ведь, в конце концов, наши родители вырастили нас, используя эти методы, и все оказалось в порядке. Таким образом, вместо того, чтобы отказаться от них, мы используем их снова и снова, только чтобы убедиться во второй, третий и четвертый раз, что они не работают. Единственное, что родители могут сделать, чтобы наконец разрешить эту дилемму, так это заменить неэффективные методы эффективными. Чтобы найти новые пути разрешения возникающих ситуаций, родители обращаются к родственникам или друзьям, имеющим детей. Они могут участвовать в каких-то неформальных группах, где обсуждают конкретные воспитательные проблемы, или же присоединиться к родительским организациям или курсам, где обучаются новым навыкам, или стремятся пополнить свои навыки самостоятельно с помощью книг и статей в интернете о воспитании детей. Цель этой книги состоит в том, чтобы предложить читателям большое разнообразие методов, эффективность которых многократно проверена многими родителями. Все навыки, представленные здесь, ориентированы на конкретные действия. В противоборстве с детьми конкретные действия говорят гораздо громче слов. Как бы родители не пытались просить, кричать, угрожать, напоминать, критиковать и ворчать, все это имеет очень незначительный и непродолжительный результат. Дети очень рано научаются быть “глухими" и ведут себя так, как будто наши слова не произносились вовсе. Только наши действия в ответ на их проступки влияют на них и побуждают вести себя по другому, а не слова. Многие родители не уверены в себе, застряв на своих прошлых ошибках в воспитании. Они часто говорят себе: "Если бы тогда я был более терпелив!", или "Если бы я был настойчив, приучая его к горшку!", или "Если бы я только знал, как прекратить эту борьбу!" Но прошлое осталось в прошлом и оно неизменно! И, конечно, было бы лучше не делать тех ошибок, которые были сделаны когда-то, при том, что некоторые из них уже травмировали вашего ребенка. Так что не стоит тратить энергию сожалея о прошлых ошибках. Вместо этого научитесь использовать эффективные средства воспитания, подробно описанные в следующих главах. При этом имейте в виду, большинство детей вовсе не радуются, когда родители меняют свой стиль воспитания потому, что, хотите верьте, хотите нет, дети уже хорошо адаптировались к существующим условиям. Как правило, они хорошо знают, как нами манипулировать, чтобы получить желаемое и поэтому они вполне удовлетворены существующим порядком. Поэтому будьте готовы к тому, что после точного следования всем рекомендациям этой книги, правильного применения методов в соответствующей ситуации вы вдруг обнаружите, что поведении вашего ребенка ухудшилось. Не отчаивайтесь! Это совсем не значит что поведение не исправить, или что вы потерпели неудачу, или что советы в этой книге ничего не стоят. Поскольку вы осваиваете новые формы родительского влияния, дети начинают понимать, что они больше не смогут управлять вами так легко, как прежде, и тогда они могут увеличить интенсивность своих проступков и манипуляций, стремясь вынудить вас вернуться к старому и привычному для них стилю. Таким образом, когда вы будете следовать нашим рекомендациям, а поведение вашего ребенка начнет ухудшаться, это будет признаком того, что вы на пути к успеху! Улучшение в поведении ваших детей произойдут как только они убедятся, что происходящие перемены необратимы. Иногда некоторые дети используют очень злые и неприятные заявления, когда чувствуют, что их родители тверды в своих намерениях и манипуляции более невозможны. Тогда можно услышать от ребенка: "Ты поступаешь подло!", или "Я так несчастна, что мне хотелось бы никогда не родиться!» Здесь нужно понимать, что эти заявления не отражают истинных чувств ребенка. Они его последняя карта в противостоянии, последняя отчаянная попытка побудить вас отказаться от своих намерений и сдаться. Когда новые инструменты воспитания используются легко и эффективно, когда бесконечное ежедневное напряжение боев с детьми начинает спадать, родители вновь обретают радостный и уже забытый вкус своего статуса, от надежды вновь пережить который многие из них уже отказались. Появляются время и энергия быть рядом с детьми, возможность делиться с ними своими радостями и заботами, с любовью наблюдать, как они растут и взрослеют. Дети, родители которых были эффективны, становятся более успешными в жизни, что напрямую связано с качеством их взаимодействия с родителями. Родители, которые используют неэффективные методы, которые едва справляются, не знают как выстроить сотрудничество и ответственность, склонны воспитывать детей манипулирующими, эгоистичными и зависимыми. Таким детям бывает очень не легко добиться успеха во взрослой жизни. Когда же родители имеют мужество отказаться от прежних неэффективных форм влияния, чтобы использовать новые, они получают реальные шансы воспитать детей с высоким уровнем уверенности в себе и чувством собственного достоинства. Детей, чувствительных к потребностям других людей, ответственных, способных найти и занять свое место в жизни. Эта долгосрочная цель - воспитания зрелых взрослых, требует ваших краткосрочных усилий по обучению эффективным методам. И это очень маленькая цена за такую великую награду. Конечно, нельзя ожидать, что дети смогут понять долгосрочные преимущества их эффективного воспитания. Удовлетворение сиюминутных потребностей пока еще является гораздо более важным для них, независимо от того, что они хотят - съесть конфету, увильнуть от скучной домашней работы, или, управляя мамой или папой, побудить их что-то сделать вместо себя. И только, может быть, много, много лет спустя, когда у них появятся свои дети, они поймут, как им повезло в том, что у них были родители, которые любили их, были настойчивы и эффективны в своей заботе. Эта книга написана для родителей, которые хотят расширить диапазон и эффективность своих родительских навыков. Я надеюсь, что вы будете обращаться к ней так же часто, как к книге рецептов ваших любимых блюд. Перечитывайте вопросы и ответы на них, используйте понравившиеся методы всякий раз, когда посчитаете это уместным. Поскольку вы будете претворять эти методы в своей собственной семье, то постепенно станете применять их к более широкому кругу разнообразных ситуаций и вскоре заметите, насколько легче вам становится справляться с вашими детьми. | |
Просмотров: 1102 | | |
Всего комментариев: 0 | |