ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ |
|
Часто мы встречаем родителей, которые считают, что альтернативой поощрению и наказанию может быть только всепрощение и попустительство, которые в воспитании абсолютно неприемлемы.
Мы же считаем, что лучшей альтернативой являются отношения, основанные на принципах демократии и уважения (личностного равенства). Подобные отношения представляют собой отношения равенства и взаимного уважения, что и открывает пути к сотрудничеству.
Если вы хотите сотрудничества с ребенком, спросите себя, готовы ли вы к этому сами. Если вы хотите уважения, то проявляйте уважение к ребенку сами.
Но что делать, когда возникает необходимым вмешаться и воздействовать на ребенка, нарушающего дисциплину?
|
Наиболее эффективный обучающий подход и состоит в том, чтобы дать возможность ребенку испытать на себе естественные или логические последствия его поступков, принятых решений. Последствия всегда напрямую связаны с поступком. Например, если вы вовремя не приехали па вокзал, поезд уйдет без вас. Если зимой вы оденетесь легко, то, скорее всего, замерзнете. Если вы своевременно не платите за телефон, то его отключат. И так далее. Ничто из вышеперечисленного не является наказанием, но каждое последствие является результатом нарушения естественного, или социального порядка. Обратите внимание, в этих ситуациях отсутствует чье-либо намерение причинить боль или обидеть, в то время как в наказание мы часто вкладываем насилие и жестокость (оно произвольно), что, естественно, вызывает сопротивление, особенно у подростков.
|
Можно применять естественные или логические последствия в зависимости от требований ситуации. Естественные последствия являются результатом нарушения естественного порядка вещей. Если ваша дочь опаздывает к обеду из-за того, что заболталась с подружками, естественное последствие для нее - это остаться голодной. Логическое последствие, в свою очередь, является нарушением социального (общественного) порядка, го есть правил и принципов взаимодействия и сотрудничества. Если ваша дочь опаздывает к обеду и ей приходится потом готовить себе самой это уже логическое последствие.
Часто родители могут использовать невмешательство, давая возможность логическим последствиям произойти.
|
Проблема опозданий. Представьте одну из самых распространенных ситуаций: по утрам ребенка трудно поднять с постели и отправить в школу, поэтому ваше утро начинается с замечаний, криков, понуканий и, наконец, угроз, но зато вы выпихиваете своего ребенка в школу вовремя. А что, если дать детям возможность испытать на себе логическое последствие? Подойдите к ребенку утром всего один раз, погладьте, поцелуйте, сообщите, что пора вставать, скажите, что завтрак уже готов и идите заниматься своими делами. Если ребенок не встанет вовремя, он опоздает в школу. Дайте ему возможность это испытать и то, что последует за опозданием. Вряд ли ему будет приятно и радостно начинать каждый день в школе с замечаний.
|
|
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАКАЗАНИЕМ И ЛОГИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ
|
|
По оценкам психологов существует шесть основных различий между наказанием и логическими последствиями.
1. Наказание означает демонстрацию силы. Выражается в форме приказа. "Маша, выключи немедленно магнитофон, я устала".
Логические последствия выражают реакции общественного порядка. Они предполагают взаимное уважение и равные права: "Маша, я знаю, что ты любишь эту музыку, но я очень устала и такой шум мне мешает. Сделай, пожалуйста, потише, либо выключи вовсе. Реши сама, что ты предпочтешь".
|
2. Наказание бывает спорным и зачастую не связанным логически с ситуацией: "Ну, Николай, раз ты получил двойку, к телевизору не подходи до конца недели".
Логические последствия напрямую связаны с поведением: "Коля, ты получил "двойку за контрольную, к которой не подготовился, т.к. вчера весь вечер просидел у телевизора, ведь так? Мы с тобой договаривались, что сначала ты делаешь уроки, а потом смотришь телевизор. Я думаю, что наш договор остается в силе, но мы к нему вернемся, как только ты исправишь оценку, а пока телевизор придется отменить. Я уверена, что ты быстро исправишь "двойку".
Вы применяете подобное логическое последствие только, если плохая отметка была связана с тем, что Коля смотрел телевизор вместо того, чтобы заниматься. Если связи не было, это уже похоже на наказание!
|
3. Наказывая, мы говорим о личных качествах и осуждаем провинившегося. Фактически мы заменяем осуждение проступка осуждением того, кто это сделал. "Елена, ты посмела использовать мою косметику без разрешения, украдкой, как воровка! Я запрещаю тебе к ней прикасаться вовсе, к тому же отбираю то, что тебе когда-то подарила. Надолго, быть может, насовсем".
Логическое последствие не несет в себе морального осуждения. Проступок отделен от совершившего его. "Ты взяла мою косметику, не сказав мне об этом, хотя у нас был такой уговор. Поэтому перед следующей дискотекой тебе придется пользоваться своей, и если наш уговор будет соблюден, в следующий раз я, конечно же, дам тебе попользоваться моей косметикой, только не забудь меня спросить".
|
4. Наказание связано с прошлым поведением: "Нет, ты не можешь пригласить друзей. В прошлый раз вы все оставили в страшном беспорядке".
Логические последствия связаны с поведением, настоящим и будущим: "Конечно, приглашай друзей, если мы с тобой договоримся, что вы после себя все уберете".
|
5. Наказывая, мы принижаем ребенка, угрожаем ему и относимся без уважения: "Ты выставил меня идиоткой перед моими друзьями, наплевал на мои чувства. Ну погоди, вот только пусть твои друзья придут, увидишь, что это значит - выставить себя дураком!"
Логическое последствие применяется только тогда, когда и родитель, и ребенок успокоились. Высказывание звучит безобидно и по-дружески. "Мне кажется, тебя что-то раздражает, и ты не хочешь с уважением относиться ко мне, когда у меня гости. Я уважаю твое право испытывать те чувства, которые ты испытываешь, но в следующий раз хочу тебя попросить оставаться в своей комнате либо пойти погулять."
|
6. Наказание предполагает, требует повиновения: "Немедленно убери комнату!"
Логические последствия предполагают выбор; "Ты можешь заняться уборкой своей комнаты в любое время до того, как пойдешь гулять. Реши сам, когда тебе удобнее".
|
Как вы думаете, что прежде всего делают родители, когда ребенок нарушает правила? Они говорят! Наши дети настолько привыкли к занудным нравоучениям, что в 99 случаях из 100 их не воспринимают, следовательно, это никак не может повлиять на поведение ребенка. И мы это понимаем, но продолжаем говорить на тему "Как об стенку горох", "Что в лоб, что по лбу", "В одно ухо влетает, в другое вылетает" и т.д., хотя давно ясно: нет смысла в подобном монологе, когда ребенок тебя не слушает и не слышит.
|
Когда ребенок нарушает дисциплину, замените разговоры на действие. Если ситуация не требует немедленной реакции, вооружитесь принципом "Молчание - золото". Обсудите ситуацию позже, когда спадет острота конфликта. Ежели все-таки надо говорить, будьте немногословны и осторожно выбирайте слова, не обижайте и не угрожайте, чтобы не смазать эффект от последствий.
|
|