Главная » Статьи » Педагогика. Психология

Естественные и логические последствия. Основные принципы

Метод естественных и логических последствий.

Основные принципы*

       ... Важно довести до сведения родителей, что эффективное использование логических последствий совсем не означает, что все эти принципы обязательно должны соблюдаться в каждой конкретной ситуации. Но все же чем больше принципов соблюдается, тем выше вероятность того, что мы сможем предотвратить плохое поведение ребенка в будущем. Важно отметить, что неправильное, или «плохое», поведение — это такое поведение, которое огорчает или расстраивает семью или группу.

       Принцип 1. Связанность с проступком. Последствие должно быть непосредственно связано с неправильным поведением. Если подросток по неуважительным причинам не сумел вовремя подготовиться к тому, чтобы вместе с семьей пойти на спортивное мероприятие или в кино, то семье следует пойти без него. Пропуск данного мероприятия является очевидным последствием. Связь между опозданием и пропуском мероприятия устанавливается непосредственно, логично и легко воспринимается ребенком.

       Следует ли лишать ребенка просмотра телевизионных программ из-за того, что он плохо вел себя на воскресном пикнике? Ребенок не увидит никакой логической связи, и у него не появится никакого стимула улучшить свое поведение при следующем выходе на природу. Поначалу может оказаться нелегко обнаружить логические последствия, но семейные обсуждения и чтение специальной литературы помогут подобрать решение для большей части ситуаций.

       Принцип 2. Осмысленность. Последствие должно иметь смысл для ребенка. Часто наказание или последствие того или иного поступка не несет для ребенка никакого смысла, поскольку оно находится за пределами его житейского опыта. Например, пятилетний ребенок не в состоянии понять ценность пяти долларов. Если от него потребуют заплатить за то, что он сознательно поломал и что стоит примерно столько же или больше, то этот опыт вряд ли будет для него осмысленным и полезным.

       Однако у ребенка 11 или 12 лет обычно уже достаточно опыта обращения с деньгами, и потому он сможет понять причинную связь между уплатой пяти долларов и утраченной или порванной библиотечной книгой. Последствия должны оказаться в пределах детского опыта, чтобы они приобрели смысл и оказали нужное воздействие.

       Принцип 3. Предварительное знание. Последствия неправильного поведения должны быть известны заранее. Необходимо, чтобы они были установлены наперед и предпочтительно — по соглашению всех членов семьи. Предварительное знание последствий возлагает ответственность на человека, который сделал этот выбор.

       Возвращаясь к примеру, приведенному для Принципа 1, ребенок может вернуться домой вовремя и пойти в кино вместе со всей семьей, или же он может продолжить свою игру и не пойти в кино — ответственность лежит на самом ребенке, и ему предоставлено право выбора. Этот пример подводит нас к следующему принципу.

       Принцип 4. Выбор. Действенность принципа выбора такова, что часто он приводит к сотрудничеству там, где при системе наказания, выносимого вердиктом взрослых, могли бы возникнуть враждебность и противодействие. Система логических последствий дает человеку выбор. При воспитании подростка наиболее полезен второй тип выбора, когда человеку предоставляется право выбора одного из нескольких возможных логических последствий. Наличие трех или большего количества альтернатив часто делает ситуацию гораздо более приемлемой.

Пример. Родни хотел пригласить нескольких друзей на вечеринку. Он хотел использовать для этого гостиную и начал спорить с матерью. Мать предоставила ему на выбор три варианта:

  1. он мог использовать гостиную при условии, что он согласен прибрать там и оставить комнату после себя в таком виде, в каком она была ему предоставлена;
  2. он мог использовать подвальную игровую комнату, где ему пришлось бы меньше убирать и чистить;

       или 3. он мог нанять уборщиков, которые привели бы все в порядок, и заплатить им из своего кармана.

       Принцип 5. Неотложность. Последствия должны наступать как можно быстрее после того, как произошел факт неправильного поведения. Задержка в применении последствий обычно приводит к пространным спорам, возражениям и утрате эффективности. Например, если маленький ребенок злоупотребляет свободой передвижения, пытаясь вскарабкаться по лестнице или залезть в камин, то мать может немедленно лишить ребенка этой свободы, поместив его в детский манеж. Перенесение этого запрета свободы на следующий день может оказаться неэффективным; ребенок просто не увидит связи между своими действиями и ограничением свободы.

       Применительно к более взрослым детям принцип неотложности не так важен. Например, если существует правило, согласно которому одежда не будет постирана до тех пор, пока она не окажется в корзине для грязного белья, то потребуется несколько дней или, может быть, две-три недели, чтобы ребенок истощил запасы чистой одежды. Он почувствует неприятные последствия своего неправильного поведения лишь спустя много дней или недель, но и тогда они смогут возыметь эффект.

       Принцип 6. Ограниченность по времени. Они должны продлиться на больший отрезок времени только в том случае, если ребенок нарушает соглашение. Долгосрочные последствия редко бывают эффективными. Например, Стив и его родители договорились, что если он будет иметь в учебной четверти неудовлетворительную отметку по любому предмету, то в течение следующей четверти, которая длится девять недель, на его развлечения будет наложен полный запрет — последствие с неоправданно тяжелым наказанием. Можно было бы ограничить его вечернюю активность, заняв учебой время, отпущенное на развлечение, но время действия ограничения должно быть оправданным. Нет нужды говорить, что оговоренные последствия не сработают должным образом, даже если Стив согласен на них. Последствия будут эффективны в большинстве ситуаций, если они применяются на протяжении одного-двух дней, не более.

       Принцип 7. Действие. Особенно важно, что последствия подразумевают действие, а не разговор или нравоучительную лекцию. Чем меньше сказано родителями — тем лучше. Предостережения, напоминания и угрозы приводят к тому, что в сознании ребенка даже самое невинное последствие превращается в наказание. Самыми эффективными обычно оказываются те последствия, которые наступают без всякого обсуждения. Консультант может помочь родителям в конструировании последствий и в информировании о них детей. Логические последствия могут оказаться неэффективны в отношении ребенка, вступившего в яростную борьбу за власть, пока не ослабеет его потребность делать по-своему. Последствия никогда не следует применять в состоянии злости или гнева.

       Принцип 8. Участие. Чем больше членов семьи принимают участие в планировании последствий, тем лучше. Бывает полезно, хотя в этом и нет абсолютной необходимости, чтобы все члены семьи согласились с оговоренными последствиями. Будет весьма полезно, если эти последствия будут применяться ко всем членам семьи (после обсуждения на семейном совете). Если родители хотят, чтобы эта система работала, они сами должны служить образцом тех установок и способов поведения, которые они хотят привить своим детям.

Пример. На консультацию пришла семья с тремя мальчиками. Основной проблемой была уборка книг, игрушек, предметов верхней одежды и т. п., которые разбрасывались по всему дому. Семья согласилась на систему «депозита». Это означало, что все, что не окажется к определенному вечернему часу на соответствующем месте, будет помещено в некую коробку, откуда ничего нельзя будет забрать в течение некоторого, заранее согласованного периода времени. Одной из первых вещей, попавших в коробку, оказалась сумочка матери. Она испытывала неудобства в течение нескольких дней, поскольку ключи от машины, водительские права и кошелек находились в этой сумочке. Однако она оказалась на высоте и справилась с этим, подав детям хороший пример. Где могла, она ходила пешком, а другие дела отложила до тех пор, пока не получила обратно свою сумочку и ключи от автомобиля.

       Принцип 9. Постоянство. Если родители не примут эти принципы и не будут следовать им методично и последовательно, то все окажется бесполезно. Дети очень быстро поймут, что могут сыграть на настроении родителей. Стоит только продержаться достаточно долго, и родители им уступят. Постоянство, настойчивость крайне важны, в противном случае система становится лишь новым вызовом для манипулирующего родителями ребенка или подростка. Постоянство помогает также родителям уберечься от неоправданных карательных действий в те моменты, когда у них кончается терпение из-за плохого поведения детей.

Когда система последствий терпит неудачу

       Система логических последствий может потерпеть неудачу при следующих условиях:

  1. Было отведено недостаточное количество времени для того, чтобы последствия возымели эффект.
  2. Родители действовали друг против друга; когда один говорил «да», то другой говорил «нет».
  3. Система применялась непоследовательно.
  4. При попытке применить систему логических последствий родители могли разозлить ребенка, сказав ему что-то провокационное.

       Пример. Мать предоставила ребенку выбор: надеть теплую жилетку перед выходом на улицу или остаться дома. Мальчик надел жилетку и направился к двери. В это время мать произнесла: «Я знаю, я еще натерплюсь с тобой». При этик словах мальчик сбросил с себя жилетку и вышел на улицу.

       В случае, когда семья сообщает, что для нее система логических последствий не сработала, следует попросить эту семью разыграть в мельчайших деталях, включая интонации, всю ситуацию в лицах. Таким образом можно определить, почему все пошло не так, и предложить коррекционные меры.

       * (Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби /Консультирование семьи. "Когито-центр". Москва. 2008)

 

Категория: Педагогика. Психология | Добавил: Alar (14.10.2016)
Просмотров: 2011 | Теги: метод, Последствия, естественные, принципы, Логические | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]