Главная » Статьи » Педагогика. Психология |
Обзор основных концепций А. Адлера
Взгляд на природу человека. Альфред Адлер не был согласен с основными положениями теории Зигмунда Фрейда, отвергал его концепции "либидо” и "Эдипова комплекса”, и считал, что Фрейд чрезмерно подчеркивает биологическую и инстинктивную заданность и предопределенность. При этом, как и Фрейд, Адлер считал, что взрослая жизнь человека во многом определяется первыми шестью годами его жизни. Он не просто исследовал прошлые события детства, он интересовался эмоциональным восприятием человеком его прошлого и влиянием интерпретации таких детских воспоминаний на последующую жизнь.
Адлер расходился с Фрейдом и по иным теоретическим положениям. В противоположность Фрейду Адлер подчеркивал значимость целеполагания, выбора, ответственности, жизненных установок, стремления к успеху и совершенству. Он считал, что поведение человека определяется социальными мотивами в большей степени, чем половыми. Адлер настаивал на том, что поведение человека обусловлено его целевой установкой (часто не осознаваемой самим индивидом), которая и определяет "линию жизни” индивида, его "жизненный план”, который, в свою очередь, так или иначе, реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегическую направленность его поведения. При этом, во главу угла Адлер ставил чувство неудовлетворенности собой, которое считал нормальным явлением в жизни людей и рассматривал его в качестве основного побудительного мотива. При этом не считал это чувство признаком слабости или отклонения; наоборот, он полагал его источником созидательности и активности. Такие чувства подвигают нас стремиться к самосовершенствованию, успеху и даже к совершенству. Они побуждают нас преодолеть наши комплексы и достигать более высоких ступеней развития, считал он.
Адлер утверждал, что главное не то, какие у нас врожденные способности, а то, как мы ими распорядимся в жизни. Биологическая природа и условия жизни скорее ограничивают наши возможности выбора и развития. При этом, отвергая установку предопределенности, высказанную Фрейдом, Адлер не впадает и в другую крайность, утверждая, что человек может стать, кем захочет.
Благодаря тому, что подход Адлера основывается на развивающейся модели личности, его сторонники и последователи полагают возможным переориентировать человека и изменить общество к лучшему.
Адлер стал предтечей субъективистского подхода в психологии, который ориентируется на внутренние мотивы поведения, такие как, ценности, вера, отношения, цели, интересы и восприятие человеком реальности. Он был первым в новом психологическом подходе, который определяется как гуманистический и социально-ориентированный.
Субъективное восприятие действительности. Адлер предложил рассматривают мир с позиций клиента, его системы ценностей. Этот подход известен как феноменологический, поскольку обращает внимание на индивидуальный способ восприятия человеком окружающего мира. Эта «субъективная реальность» включает ощущения, мысли, чувства, ценности, верования, убеждения и умозаключения индивидуума. Поведение человека понимается как результат субъективных устремлений. Какова жизнь на самом деле — здесь менее важно, чем то, как человек себе это представляет.
Единство и многообразие человеческих личностей.
Основной мыслью адлерианского подхода является то, что человека можно понять, если рассматривать его целиком, холистически. Человека следует рассматривать как неделимое целое, утверждал Адлер, начиная с его рождения, воспитания и развития, наряду с условиями и обстоятельствами его жизни — семейными, социальными и культурными.
Личность человека формируется через достижение его жизненных целей. Мысли, чувства, верования, убеждения, отношения, характер и действия человека являются выражением его уникальности и отражают его жизнь, направленную на выбранные им цели. Поэтому психология Адлера интересуется будущим человека, ничуть не уменьшая важности его прошлого, полагая, что решения основываются на опыте человека, на текущей ситуации и на том направлении, в котором человек движется. Можно предугадать будущее человека, если известны его основные жизненные установки.
Стремление к превосходству. В своих работах Адлер подчеркивал, что стремление к самосовершенствованию и преодолению недостатков являются врожденными. Для того, чтобы понять поведение человека, необходимо постичь его идею о несостоятельности и ее преодолении.
С точки зрения Адлера, в ту секунду, как мы осознаем свою недостаточность (Minderwertigkeitskomplex - в русскоязычной психологической литературе часто переводится как комплекс неполноценности), мы стараемся ее преодолеть. Термин «превосходство» означает у Адлера не превосходство над кем-либо, а превосходство над самим собой, преодоление собственной несостоятельности и достижение лучшего положения в жизни по сравнению с тем, в каком человек находится.
Мы боремся со своей беспомощностью и стремимся к самосовершенствованию и превосходству, писал Адлер. Мы стремимся изменить, слабости на силу, или мы можем добиваться превосходства в одной области, чтобы компенсировать недостатки в другой. В каждом конкретном случае человек ищет свой путь стремления к совершенствованию.
Стиль жизни. Термин «стиль жизни» относится к восприятию человеком своей жизни, своей личности и включает понятия, которые характеризуют само человеческое существование. Синонимами к этому понятию могут быть: жизненный сценарий, жизненный план, движение жизни, жизненная стратегия. Мы продвигаемся к нашей жизненной цели в соответствии со своим стилем жизни, и делаем это тем способом, который представляется нам наиболее оптимальным. В стремлении к нашим целям мы создаем свой уникальный и неповторимый стиль.
У двух людей не может быть двух одинаковых стилей жизни. В достижении своей цели одни развивают свой интеллект, другие - свой художественный талант, третьи — свои спортивные успехи и т.д. Стиль жизни отражает взгляд человека на себя, на мир, на свое место и роль в этом мире, на особенности своего поведения и своих привычек на пути к своим целям. Все, что мы делаем, несет на себе отпечаток нашего стиля жизни, который, в свою очередь, несет на себе отпечаток первых шести лет жизни, Не впечатления детства сами по себе имеют столь решающее значение, а наше истолкование и понимание тех событий.
Социальный интерес. Социальный интерес - это, вероятно, наиболее важная и отличительная сторона теории Адлера. Этот термин отражает то, что индивидуум осознает себя частью человеческого сообщества, его отношение к социуму; и включает в себя стремление к лучшему. Процесс социализации, который начинается в детстве, включает в себя поиск своего места в обществе и обретение чувства принадлежности, значимости и сопричастности.
Адлер сравнивает социальный интерес с идентификацией и приравниванием себя к другим. Та степень, с которой мы успешно существуем с другими и заботимся о благополучии других, есть мера нашего психического здоровья. С точки зрения Адлера, по мере развития социального интереса, чувство неполноценности и отчужденности человека уменьшаются. Интерес к социуму способен развиваться, ему следует учить, его можно использовать. Люди выражают социальный интерес к социуму через совместную деятельность и взаимное уважение. Те люди, у которых нет такого интереса, ощущают упадок духа и некую бесполезность жизни.
Психология личности в своей основе имеет надежду, что наше счастье и успех в большей степени связаны с социумом. Мы — часть общества, и нас нельзя рассматривать в отрыве от социального контекста. Люди ищут свое место в семье и обществе. Существует реальная потребность чувствовать себя нужным, полезным и принятым.
Людям нужно чувствовать свою уникальность в совместной деятельности и свою ответственность за вносимый ими вклад. Многие наши проблемы вызваны страхом не быть принятыми группой, мнением которой мы дорожим.
Если наше чувство сопричастности не удовлетворено, мы испытываем беспокойство, тревогу. Поскольку мы не самодостаточны, нам надо уметь взаимодействовать с людьми, Работа, деятельность - это основа выживания, поэтому важно, как мы определяем значимость своего вклада, и как мы определяем свое участие в общественном производстве. Наше отношение к себе и самовосприятие позволяют сформировать и наши взаимоотношения с окружающими.
Психологическая позиция ребенка в семье. В своих работах Адлер обращает особое внимание на взаимоотношения детей между собой и психологическое положение ребенка в семье. Он предлагает пять вариантов положения ребенка в семье:
- самый старший;
- второй из двух;
- средний;
- самый младший;
- единственный.
Следует заметить, что порядок появления ребенка в семье сам по себе не столь важен, сколь важно его восприятие своего места в этой семье.
Адлер отмечает, что многих людей удивляет, почему дети в одной и той же семье столь не похожи друг на друга. Нелепо предполагать, что дети в одной и той же семье растут в одних и тех же условиях. И хотя в семье они получают одинаковую заботу и внимание, психологическое положение ребенка сильно зависит от того, каким по счету он появился в семье.
1. Старший ребенок обычно получает много внимания, и пока он единственный, он находится в центре. Он старается быть достойным внимания и всячески удерживает эту позицию. Когда в семье появляется второй ребенок, первый чувствует, что теряет свое положение. Он даже готов поверить, что новичок ворует его любовь, к которой он так привык.
2. Положение второго ребенка несколько другое. С момента рождения он разделяет родительское внимание с первым ребенком.
Типичный второй ребенок ведет себя как-будто он на состязаниях, и все время в боевой готовности. Кажется, что второй ребенок все время пытается превзойти старшего. Эта соревновательность между первыми двумя детьми влияет на их отношения всю жизнь.
Младший ребенок развивает у себя способность выискивать слабые стороны старшего, и преуспеть в них, чтобы получить похвалы родителей и учителей.
3. Средний ребенок часто чувствует себя в стороне. Из-за этого у него может появиться сомнение в справедливости жизни, расстерянность. Он чувствует себя обманутым. Он может стать либо трудным ребенком, либо, особенно в конфликтных семьях, он может стать посредником и миротворцем, человеком, скрепляющим семью.
4. Самый младший всегда чувствует себя ребенком и хочет, чтобы его больше баловали и ласкали. У него особая роль, все остальные дети старше его. Младшие всегда пытаются выбрать свой особенный путь. Они обычно выбирают что-нибудь такое, что никогда не приходит в голову кому-либо в семье.
5. У единственного ребенка свои проблемы. И хотя ему присущи некоторые черты старшего ребенка (высокий побудительный мотив быть в центре внимания), он может не научиться взаимодействию с другими детьми, поскольку все время находится в окружении взрослых. Он может захотеть занимать центральное положение все время, и если кто-то посягнет на его место, он воспримет это, как несправедливость.
| |
Просмотров: 3819 | | |
Всего комментариев: 0 | |