(Перевод с чешского)
Публикуется с ведома автора.
|
30 января 2017 г. в Люцерне подписал своё завещание и 2 февраля спокойно отошёл в мир иной профессор Д-р Макс Люшер. |
"Я хочу, чтобы это принесло помощь в жизни тем, кто стремится эту модель мышления понять» Макс Люшер
|
|
Макс Люшер получил образование в области психологии, философии и социологии. Свой Цветовой тест он впервые представил в 1947 году, на первом всемирном конгрессе по психологии, когда ему было 24 года. Затем он защитил диссертацию на тему «Цвет как инструмент диагностики в психологии», а свой тест он изначально рассматривал как инструмент диагностики психологов, психиатров и неврологов.
|
Чешские и словацкие психологи в первый раз встретились с его тестами в конце шестидесятых годов. Благодаря крепким связям директора Черного с проф. Люшером появилась возможность издания руководства к тесту «Клиническая диагностика Люшера» в издательстве «Психодиагностика» в Братиславе в 1995 году.
|
Надо отметить, что в своей работе Макс Люшер критически подходил и к своим результатам, и к своим методам. Поэтому свои теории и практические приёмы он постоянно проверял и модифицировал. Самый последний вариант его теста относится к 2009 году.
|
Во время нашей первой встречи в издательстве «Психодиагностика» в 1995 году и во время последующей совместной работы над руководством к тесту он настаивал на том, чтобы ограничиться только информацией для для обработки теста начинающими диагностами.
|
Базовые теории теста и материалы для творческой работы с ними профессор Люшер оставлял для дискуссий на своих курсах и семинарах, которые (до его позднего возраста) устраивала г-жа Улрика Геннес - его супруга и владелица издательства. «Немецкое общество психиатрии и психотерапии», которое, в свою очередь, щедро кредитовало эти мероприятия. Кроме того, М. Люшер читал лекции о влиянии цвета архитекторам и дизайнерам в самых престижных аудиториях Швейцарии и Германии.
|
Как философ он размышлял о проявлениях и первичных источниках зла, находя их в гипертрофированной прагматичности и человеческой рациональности, которые проявляются в стремлениях индивида, групп, и целых сообществ к сиюминутной материальной выгоде. В качестве примера Люшер приводил продажу швейцарских патентов на производство оптики в Японию и на производство машин для текстильной промышленности в Китай.
|
М. Люшер отказался от заманчивых предложений крупных европейских и американских издательств психологических тестов продать им авторские права на свой тест. Отвергнутые издатели отплатили ему за это свойственным для них образом: так последнее упоминание о Тесте Люшера мы находим в Альманахе Бюроса (Buros Mental Measurements Yearbook) 1977 года.
|
В своих лекциях М.Люшер уделял много времени подробному изложению теоретических основ своих тестов, подчеркивая, что его тест, по сути, не является проективным, а представляет собой особый случай оценочной шкалы. При этом он также подчёркивал преимущества теста как невербального инструмента. А это для дальнейших размышлений о достоинствах теста и его использовании чрезвычайно важно. Еще в Энциклопедии Handbuch der Psychologie, томе Psychologische Diagnostik, Hogrefe Verlag Göttingen 1963, тест был включен в раздел тестов выбора, а не в раздел о проективных тестах. Однако, позднее некоторые немецкие авторы включили Цветовой тест в группу проективных методов и это мнение преобладает по сей день. Тем не менее, Цветовой тест Люшера не соответствует критериям проективных тестов, да и не претендует на это.
|
В ходе нашей последней встречи в Люцерне, где с конца 60-х годов жил М. Люшер, он высказал свое видение дальнейшей судьбы своего теста. М. Люшер не без горечи констатировал, что уже не сможет в течение оставшихся лет воспрепятствовать незаконному коммерческому использованию тестов и злоупотреблению его именем в целенаправленных модификациях и неправильном применении теста.
|
Цветовой тест Люшера основан на Теории функциональной психологии и для психокоррекционных, психотерапевтических целей его результаты можно интерпретировать в рамках специфической Теории умственного равновесия.
|
В начале профессиональной карьеры Макса Люшера стояла его исключительная научная любознательность, в конце его жизненного пути было его завещание. Содержит оно и основную идею его теории: «Модель мышления», где мышление можно представить себе как куб, у которого ребра-категории: директивный-чувствительный, постоянный-переменный и интегрирующий--разделяющий. В таких категориях мышления можно определить эмоции и образы поведения. Я хочу, чтобы это принесло помощь в жизни тем, кто стремится эту модель мышления понять».
|
Д-р Иржи Дан (Брно, Чешская Республика)
|
Оригинал: Бюллетень Чешско-моравского психологического общества, № 109/2017, Прага
|