ПРОДОЛЖЕНИЕ >>> |
Предисловие "Страдис".
Этот доклад Д-р Р. Дрейкурс сделал на конференции Национальной ассоциации музыкальной терапии в октябре 1953 г., когда это направление только набирало силы и искало свои пути и формы работы.
Как психиатр, Рудольф Дрейкурс был глубоко убежден и понимал, что музыка требует взаимодействия не только между исполнителями, будь то в дуэте или оркестре, но и между слушателями и исполнителем. Он и сам был неплохим музыкантом и играл на нескольких инструментах (фортепиано, виолончель, скрипка, альт) и любил импровизировать. Музыка всегда занимала значительное место в его жизни.
|
Р. Дрейкурс, как верный последователь А. Адлера, считал, что людям с психологическими расстройствами не хватает позитивного социального взаимодействия. В своей практической деятельности он убедительно доказывал это. Процесс сочетания ритмов или совместное исполнение мелодий вместе с другими помогает укрепить и повысить социальный интерес, недостаточность которого является непременным атрибутом многих эмоциональных нарушений и психических расстройств. Он обнаружил, что музыкальная терапия с детьми и взрослыми, находящимися в затруднительном положении, зачастую способна достичь гораздо больших результатов и более эффективна, чем устная "разговорная терапия".
|
Р. Дрейкурс до конца жизни оставался преданным сторонником Индивидуальной психологии А. Адлера и внес значительный вклад в ее развитие и практическое применение. Многие идеи, высказанные им на конференции нашли свое подтверждение и воплощение в последующие годы, а другие остаются актуальными и сегодня.
|
|
ДИНАМИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Рудольф Дрейкурс
Профессор. Директор Социального Гайденс Центра Чикаго.
Президент Американского общества групповой психотерапии и психодрамы.
|
Музыкальная терапия - это новая область терапевтических усилий. И для студентов и практиков вполне естественно в первую очередь задуматься о ее методах и результатах. В течение нескольких лет методы использования музыки в терапевтических целях были достаточно хорошо разработаны, и их эффективность доказана. И понятно, что теперь интерес сместился к ее сложной динамике. Это смещение интереса от практической к теоретической стороне музыкальной терапии стало очевидным на этой ежегодной конференции. В настоящее время проводится много исследований в изучении факторов влияния музыки на различные виды эмоциональных нарушений. Но до сих пор нет общей теории. Цель данной презентации - предложить пути для их дальнейшего изучения.
|
Терапевтический эффект музыки, вероятно, можно объяснить тем фактом, что музыка влияет на эмоции людей в целом и, во-вторых, на их межличностные отношения.
|
Мы обладаем значительной информацией о физиологических и эмоциональных изменениях, производимых музыкой. Однако разговоры о загадочном "факторе Х" все еще продолжаются1. Кажется, что в музыке есть что-то волшебное, или, по крайней мере, материалистический анализ физиологических реакций на музыку кажется многим недостаточным объяснением ее глубокой эмоциональной привлекательности. Эта неудовлетворенность и сомнительность в отношении многих форм анализа, как представляется, имеют определенные основания. И они не могут быть смягчены привлечением психологических "толкований", поскольку во многих исследованиях отсутствует целостный подход к пониманию эффекта музыки.
|
Существует множество различных теорий, объясняющих эмоциональный эффект музыки. Естественно, здесь можно упомянуть лишь несколько характерных примеров из обширной литературы: Музыка вызывает чувства освобождения от мирских дел.[1]
|
Она производит электричество, к которому чувствительны животные, слабоумные и идиоты.[2] Она вызывает особый вид вибрации.[3] Темп вызывает у слушателя определенные эмоции. [4] Heinlein [5] изучал эффекты, создаваемые мажорными и минорными аккордами, темпом, высотой тона, ритмом, гармонией и мелодией. Согласно Bender [6] музыка достигает подкорковых центров мозга, не подверженных влиянию других видов деятельности, и, тем самым, помогает интегрировать личность, фрагменты которой существуют у детей. Музыка может пробудиться благодаря таламусу - реле всех эмоций, ощущений и чувств.[7] Gilman и Paperte [8] изучали свойства музыки, ее способность привлекать внимание, создавать различные настроения, стимулировать ассоциации и образы, снимать внутреннее напряжение и способствовать самовыражению. Capurso [9] специально изучил настроения, создаваемые некоторыми музыкальными произведениями; Catell [10] экспериментально установил связь между музыкальными предпочтениями и личностью слушателя, пытаясь поставить диагноз личности с помощью фактора предпочтения.
|
Помимо этих более или менее физиологически ориентированных форм анализа, мы находим психологические исследования, в основном проводимые психоаналитиками, основанные на теоретических предположениях сомнительной научной обоснованности. Montani [11] объясняет "таинственное чувство грусти, развиваемое Минорной тональностью", как чувства, которые бессознательно связаны с самонаказанием или мазохистскими требованиями, возникающими из основного кастрационного комплекса. Tilly [12] разделяет композиторов на мужскую группу и группу, обладающую "невротическими женскими качествами". Люди наиболее благоприятно реагируют на музыку (и, следовательно, на композитора), в которой степень скрытой гомосексуальности наиболее близка к степени слушателя. А человек, в котором "мужской принцип" слаб, предпочел бы музыку, которая имеет сильный женский характер. Pfeiffer [13] утверждал, что музыка предоставляет способ избежать реальности через ее основной ритм. Музыка - это "чистый символизм либидо", лишенный объективации. Kohut и Levarie [14] развивают теорию об удовольствии слушателя от музыки. Музыка устраняет примитивный страх неорганизованного звука; музыкальная последовательность от диссонанса до созвучия служит игривым повторением и игривым решением в угрожающей ситуации.
|
Искаженные психоаналитические представления о влиянии музыки были продемонстрированы мне моим другом, одним из резидентов психиатрии в Вене. После того, как он начал аналитический дидактический анализ, он перестал играть на скрипке, поскольку обнаружил, что это была просто форма мастурбации.
|
Все вышеупомянутые попытки проанализировать влияние музыки на человека исходят, по-видимому, из предположения, что музыкальный опыт сильно индивидуализирован, что на человека воздействует некая внешняя сила, в данном случае музыка. Такие понятия, кажется, пренебрегают основным характером музыки. Музыка - это не сила, это не что-то само по себе, она даже не существует, кроме как через звук - и звук тоже не является силой. Музыка происходит между людьми. Это общение, это язык.2 Изучение влияния темпа, гармонии, мелодии и других элементов музыки сопоставимо с изучением языка в отношении эффектов согласных, гласных, скорости речи, ее высоты тона. и т. д. Некоторые существенные корреляции могут быть установлены между различными свойствами речи и реакции человека. Но все эти корреляции остаются незначительными, пока они не включены в анализ значения речи. Реакция на речь, очевидно, в основном определяется значением, которое слушатель выбирает из того, что он слышит. То же самое относится и к музыке. Детальное изучение изолированных свойств пренебрегает исследованием общего воздействия музыки на слушателя.
|
1 Вероятно имеется в в виду древняя концепция о мистической связи между музыкой и космосом высказанной Боэцием (477-524 гг. н.э.) в его Musica Mundana (Музыка вселенной).
2 Кажется, что музыка предшествовала языку как форме общения. [15] Первобытная речь могла развиться из грубой музыки ранних вокализаций группы. [16] Согласно Stumpf [17] музыка имела его первое начало в сигнальном вызове. Недавно Schoen [18] заявил, что тоны могут нести значение слов, потому что слова сами по себе являются только звуками. (Прим. редакции)
|
ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>
|
Любое несогласованное использование данного материала: перепечатывание, заимствование, публикация и т.д., будет считаться незаконным и возможно только с разрешения ППП «Страдис».
|
|