Главная » Статьи » Родителям |
Поддержка: Кого, Когда и Зачем? Жизнь - это череда состязаний. На пути есть много препятствий, как внешних, так и внутренних. То что помогает преодолеть препятствия, это смелость, вера и оптимизм. Поддержка вот то, что помогает развить эти качества. Что такое поддержка? - Всё, что поднимает самооценку в глазах самого человека. Поддержка отражает как мнение, так и позитивное отношение, которое основано на убеждении, что каждый человек равен, ценен и достоин уже благодаря своему существованию. Если чувство принадлежности - это воздух для души, то поддержка - это вода и удобрения. Поддержка улучшает мнение о себе того, кто его получает, усиливает уверенность в способностях и в результате этот человек сможет добиться лучшего варианта своего развития. Поддержка даётся как в случаях удачи, но чаще в случаях неудачи. Родители, командиры и учителя опасаются, что если поддержат людей, которые достигли средних или низких результатов, то на самом деле они поощрят их не улучшать результаты, а сдаться и перестать стремиться к большему. Мы верим в противоположный подход: Люди делают лучше, когда чувствуют себя лучше. У людей есть врождённая склонность к преодолению трудностей и самореализации. Естественное для людей направление - максимальное развитие своего потенциала. Главным образом страх нам мешает реализовать свой потенциал, ошибиться, провалиться, не справиться с поставленной задачей и показаться смешным. Поддержка является путём к формированию чувства принадлежности. Просто быть принятым, когда ты успешный и у тебя всё получатся. Поддержка фактически означает – "тебя принимают без условий". Ты принят, даже когда ошибаешься, в любой ситуации. В поддержке человек чувствует "я в порядке, такой какой я есть". Большинство из нас часто чувствуют, что мы "не достаточно хорошие". Мы так чувствуем часть времени или в определённой области (роде занятий). Это вызвано критикой, сравнениями, преувеличенными ожиданиями (я не имел права ошибиться) всё это влияет отрицательно на нашу самооценку. Человек, который чувствует, что он в "порядке" – свободен справляться с "задачами жизни". Он стремиться к максимуму по своим возможностям. В отличии от него, человек, который чувствует, что он не достаточно хорош, находит симптомы и отговорки, что бы не решать задачи которые ему преподносит жизнь и таким образом не испытывать чувство проигрыша. Он может сказать – " Не то, что бы я плохой. Просто я не мог это сделать", чаще всего он ожидает провала. Человек, который ждёт неудачу, готовиться меньше и достигает успеха реже. Привычная реакция современного общества на неудачу – унижение. Унижение приносит позор и доставляет боль. Даже если нет кого-то или чего-то внешнего, что унижает, есть внутреннее усвоенное унижение. "Какой же я идиот! Что я себе думал!" Неудача сама по себе неприятна, но когда в добавок следует унижение, результатом может быть замкнутость и уклонение от действий, с целью избежать дальнейшие неудачи и унижение. И это всё усиливает ощущение " Я не достаточно хорош". Когда есть основная концепция " Я не достаточно хорош" человек будет занят самим собой. Идея поощрения говорит: "Ты равный! Ты можешь! Я с тобой, таким, какой ты "… Подход Адлера это сочетание - признание + призыв к действию = поддержка Человек который чувствует поддержку верит в успех, поэтому выкладывается, и у него получается. (Сэди Дрейкурс однажды сказала – " Что только в словаре слово "удача" (good luck) находиться раньше, чем слово "работа" (work). Даже если есть неудача (не бывает, что бы всё всегда получалось), то она воспринимается как событие, а не как диагноз "Я неудачник". Удача, в нашем обществе заслуживает похвалу, удача несет удовлетворение, которое порождает к готовности идти дальше, к новым достижениям. Преодоление трудностей и удача укрепляют ощущение "Я хорош, такой какой есть". Таким образом, у человека будет смелость пробовать новое. Максимум – у него не получится. Когда ребёнок хочет попробовать сделать, что-то новое и опасается можно спросить: "Что может случиться в худшем случае?" Так он будет готов к худшему. Как говорил мой папа: "Готовиться к худшему, надеяться на лучшее". Как выглядит поддержка в реальности? В первую очередь позитивное восприятие любой ситуации и любого человека. Моя подруга наблюдала детей играющих в баскетбол на спортивной площадке, один ребёнок бросил мяч и не попал в корзину. Она ему сказала,: "Какой смелый промах!" Видеть то, что хорошо, что получается. Это способствует нашему позитивному восприятию мира, и себя в этом мире – так как мы видим мир в более позитивном свете. Одна из лучших поддержек это разговор о мужестве. К примеру, если ребёнок проиграл в игре сказать ему: "Какое у тебе мужество - играть против такого сильного соперника!" Следует уменьшить важность победы и поражения. Меньше говорить о результатах и больше о самом действии. Полезно, чтобы в доме было больше игрушек в которых нужно использовать сотрудничество и меньше игр на соперничество. Ещё один путь признание приложенных усилий: обращать внимание на проделанную работу, а не на результат. Что ещё поддерживает? Конкретное внимание: говорить о конкретном случае и не делать обобщений и сравнений, к примеру: "Твои книги разбросаны", вместо "Ты никогда не складываешь книги". Очень важно уменьшить важность ошибок: "Нет другого пути научиться, тот кто не делает…не ошибается". Однажды я прочитала на печенье удачи: "Большинство не верных шагов были сделаны во время топтания на месте" . Томас Уотсон, основатель IBM сказал: "Меня спросили, собираюсь ли я уволить человека, ошибка которого стоил фирме 600,000 долларов .Конечно нет, ответил я. Я только, что потратил 600,000 на его образование". Мы всё равно не можем уволить наших детей. Когда ребёнок потерпел неудачу, можно его спросить: "Что можно было сделать по-другому?" или сказать "Я видел как тяжело тебе было, и ты всё равно попробовал". Стоит говорить детям слова поддержки перед сном и эти слова должны быть от души и обоснованные. Ребёнку который прыгнул и ударился, не смотря на предупреждения, следует сказать вместо "Я тебе говорил!", "Это очень неприятно!", или "Наверное ты прыгнул очень высоко и это наверняка больно". И если нечего сказать, то лучше промолчать. Молчание тоже очень поощряет. Когда ребёнок делает что-то не так, он сам об этом знает. Не нужно добавлять ещё! Очень важно признавать и ценить каждое продвижение: Мы часто не ценим маленькие и частичные изменения. Ребёнок который не делал домашнее задание, а сейчас начал и сделал его часть, нуждается в поддержке. Да, да и ему требуется поддержка. Когда кто-то куда-то вносит изменения, о которых мы говорили, будь то ребёнок, партнёр, или работник, и не получает поддержки, то это изменение не продержится долго. Есть ещё много путей поддержки - словами, взглядом, прикосновением. Какими словами можно поддержать: - Я на тебя рассчитываю - Как хорошо ты справляешься самостоятельно - Вместе нам удалось преодолеть…. - Я рад, что ты справился - Я ценю твои старания - Видно, что ты действительно постарался и приложил усилия - То, что ты сделал, было действительно важно - Твоя идея дала мне новые мысли - То, что ты сказал, мне очень помогло - Мне очень помогает то, что я могу на тебя рассчитывать - Я обратил внимание насколько тебе это важно. Источник: http://Поощрение, поддержка | |
Просмотров: 1255 | |
Всего комментариев: 0 | |