Главная » Статьи » Родителям |
Есть такие исключительные учителя, которые оказывают ученикам безусловную поддержку, но грустная реальность заключается в том, что чаще бывает иначе, или, скажем прямо, школа не предполагает уважение принципов, о которых мы говорили ранее. Школьная обстановка располагает целым списком наказаний и наград, изысканными системами управления поведением с признанием тех, кто послушен, и санкциями к тем, кто нет. Детям не столько помогают стать неравнодушными гражданами, или высоко этичными людьми, или вдумчивыми мыслителями, сколько учат следовать указаниям. В худших случаях интерес к обучению становится жертвой наведения порядка. Такая обстановка не здорова для детей, да и для всего живого. Я часто слышу от родителей, которые стремятся к сотрудничеству с детьми дома, а затем они отправляют их в школы, где ими манипулируют. (Конечно же, я так же часто слышу жалобы учителей, которые описывают зеркальную ситуацию: "Мы проводим демократическое собрание в классе, чтобы вместе решить проблему, а потом дети идут домой, где ими манипулируют с помощью подкупа и наказаний"). Естественно, лучше всего, если учителя и родители вместе помогают детям стать хорошими людьми, а еще лучше, когда они поддерживают усилия друг друга. И первый шаг для родителей - узнайте, что происходит в школе вашего ребенка:
Если вам не нравится то, что вы видите и слышите в школе, вам понадобятся дипломатические приемы, чтобы учитель вашего ребенка задумался о своем подходе. Это можно сделать, задав вопрос о далеко идущих целях. В конце концов, учителя обычно рассматривают те же цели, что и родители, они хотят, чтобы их ученики стали ответственными, заботливыми, интересующимися, моральными, любознательными и так далее. Тогда можно сфокусироваться на тех целях, в которых вы совпадаете с учителем, а потом мягко поднять вопрос о других методах, которые помогут детям стать такими лучше, чем традиционные дисциплинарные методы. Будьте готовы познакомить учителей вашего ребенка со статьями, книгами и фильмами, которые помогают создать школу, где с учениками сотрудничают. Соберите информацию, чтобы можно было привести примеры других учителей, добившихся успеха в создании таких школ. Можно пригласить их посетить такие школы, или почитать статьи об успехах этих школ. Возможно, и вам, и вашему учителю будет приятно узнать, что школе вовсе не обязательно быть местом жесткой дисциплины. По всей стране есть школы, которые смогли создать уважительную и способствующую обучению атмосферу, не применяя методов кнута и пряника. Однако, если учитель оказывается невосприимчив к вашим советам, вне зависимости от того, насколько уважительно они были предложены, вам остается решать, является ли ситуация настолько тяжелой, что стоит взять на себя риск и действовать самостоятельно. Каковы шансы того, что ваши усилия принесут успех? Является ли это проблемой конкретного учителя? Если это так, то возможно придется перевести ребенка в другой класс. Стратегия будет зависеть от того, найдете ли вы сочувствующих вашим взглядам, или, по крайней мере, готовых вас выслушать, среди администрации школы. Возможно, другие родители разделяют вашу обеспокоенность – чем больше людей возражают этим правилам или политике, тем больше шансов, что они будут пересмотрены. Пока все это происходит, и особенно, если вы поймете, что ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем, важно сделать все возможное, чтобы защитить своего ребенка. Вам придется идти по очень тонкой грани: с одной стороны не стоит подбивать ребенка вести себя неуважительно и игнорировать учителя – даже если учитель ведет себя неуважительно по отношению к детям. С другой стороны, вы не должны оправдывать действия, которые вам кажутся неприемлемыми, или вести себя так, чтобы ребенок сделал вывод, что взрослые всегда друг друга выгораживают (и объединяются против детей), даже если на то нет особого повода. Ваша главная задача - Поступить так, как лучше для вашего ребенка. То, что вы говорите, и как вы говорите, естественно, зависит от возраста вашего ребенка, а также от того, является ли происходящее в школе просто не идеальным, или абсолютно возмутительным. Вашей целью будет дать ребенку прививку, снабдив его безусловной любовью, доверием и уважением, а также более широкой перспективой, которая поможет защитить его от чрезмерно контролируемой обстановки или неразумно деспотичной личности. Пригласите его подумать: почему некоторым взрослым нужно пользоваться наградами и наказаниями, чем бы их можно было заменить, и мог бы он сам вести себя иначе? В идеале это поможет не только создать защиту от негативного влияния сомнительных дисциплинарных методов, но и будет неплохим уроком для ребенка. Помните, что дети также учатся, наблюдая за нашей реакцией на трудности: принимаем ли мы их жалобы всерьез, или автоматически занимаем сторону учителя, приглашаем ли ребенка поучаствовать в поиске решения, или предпочитаем решить все сами. Также дети замечают степень уважения, которую мы высказываем учителю, даже если выражаем несогласие с какими-то его действиями, и насколько мы готовы понять и признать точку зрения учителя на имеющуюся проблему. Просто потому, что ребенок это видит, потому, что это правильно, и потому что, скорее всего это принесет плоды – вы должны дать учителю ясно понять, что не желаете противостояния. Ваша задача – сотрудничать, учитывать нужды всех, а не только вашего ребенка, но и всех детей и взрослых. Одновременно вы можете оставаться твердыми в неприятии принуждения детей с помощью подкупа и угроз. Возможно, вы все равно окажетесь в ситуации, когда дома и в школе с ребенком обращаются по-разному. Дома вы думаете о причинах и ценностях, там – о поведении. Дома вы обсуждаете последствия его действий для других людей, в школе – для него. Дома его побуждают подумать, в школе – делать, что велено. Дома его ценят таким, какой он есть, в школе – за то, что он делает. Эта непоследовательность будет путать ребенка, а это всегда не хорошо. Но это лучше, чем, если дом и школа находятся в идеальной гармонии, поступая с ребенком плохо. | |
Просмотров: 1260 | | |
Всего комментариев: 0 | |