Вы собираетесь играть на мне
Вы приписываете себе знание клапанов моей души.
… Что ж вы думаете, я устроен проще этой флейты?
Гамлет, принц датский — У. Шекспир
|
|
|
Поделитесь лайфхаками на тему воспитания юных, но уже опытных хамов, грубиянов и нахалов. Как правильно себя вести в ситуации, описанной ниже?
Как-то спускаюсь с третьего этажа. Навстречу мне идет Денис (12 лет), чистит апельсин, куски кожуры кидая себе под ноги. С первого этажа тянется дорожка из кожуры. Я останавливаюсь и очень спокойно делаю замечание, подкрепляя его просьбой убрать за собой. Денис, не останавливаясь, не поворачивая головы в мою сторону, не прекращая чистить апельсин, сквозь зубы кидает в пространство: "Мне за уборку не платят."
Сейчас 2016-ый - ребенка трогать нельзя, повышать голос на него нельзя. И вот что в такой ситуации делать? Догонять, бежать рядом и увещевать? Как поступать правильно в таких ситуациях? Вообще не ввязываться? Делать вид, что не замечаю, как свинствуют, как хамят?
Тогда я так и не нашла решения, получилось, что Денис "победил".
Когда я, уходя вечером домой, встретила его классного руководителя и спросила, как она справляется с Денисом, она ответила честно: "Стараюсь не трогать. Потому как иначе прибегут родители вопить, что их успешного ребенка третируют злые и непрофессиональные училки, которые не могут найти подхода к их сыночку. С начала сентября уже дважды прибегали и вопили."
|
|
Ситуация вполне узнаваема и, к сожалению, может быть отнесена к обыденным в череде школьных событий. Каждый учитель неоднократно сталкивался с более, или менее схожим поведением ученика. Хамство? Да, безусловно! Конфликт? Нет! Подросток походя выразил свое неуважение к учителю и школе в целом, и проследовал дальше. Уверен, если бы нам удалось расспросить его о происшествии, он не сразу и вспомнит, и даже удивится нашему вниманию столь «незначительному» эпизоду.
|
Однако вопрос задан: Как правильно себя вести в такой ситуации?
Бытовое хамство — непременный атрибут нашей повседневной жизни. Это явление известно еще с библейских событий, и человечеством найдено лишь две возможных реакции — дать хаму в мору, или промолчать, стараясь сохранить свое лицо и достоинство.
|
В данном случае педагог интуитивно выбрала второе, и это делает ей честь, поскольку первый вариант абсолютно неприемлем - без комментариев. Хотя многие комментаторы эмоционально скорее склонны к первому — наказать, проучить, заставить страдать, унизить и т. д. Но мы видим ситуацию не в маршрутке, или магазине, а в школе. И ее участники не прохожие на улице, а Учитель и Ученик, и решение должно быть Педагогическим, т. е. быть согласованным со стратегической целью.
|
Беседуя с родителями, а часто и с педагогами мне приходится сталкиваться с уверенной убежденностью, что поведение человека очень примитивно. Мол достаточно нажать на нужную кнопку и оно изменится в нужную нам сторону. Если же эти изменения не происходят, то кнопку следует давить еще и еще до тех пор, пока не увидим результата.
|
Увы, но человек устроен сложнее даже самого навороченного смартфона, а мануала к нему не прилагается. Но предполагается, что учитель умеет найти эту «инструкцию», или придумать новую и даже научить этому родителей. Учитель умеет понимать мотивы, распознавать цели поведения ребенка, умеет вмешиваться при необходимости и корректировать их. Но это возможно лишь когда учитель и его мнение значимы для этого ребенка, когда учитель референтен. В данном случае, видимо, никаких отношений у подростка с учителем, скорее всего, нет. Поэтому и замечание с точки зрения ребенка — неправомерно, можно нахамить, последствий не будет. К сожалению и классный руководитель авторитета не имеет: «Стараюсь не трогать», - говорит она. Вот и ходит такой ребенок в школу, где он никому не нужен, не интересен, растет обиженным на учителей и сверстников и мстительно гадит и хамит, полагая это единственным способом самоутверждения.
|
Так победил ли подросток?
Ситуацию? Да, справился, как умел. Учителя? Нет, поскольку учитель благоразумно избежала возможной схватки, в которой бы неизбежно проиграла.
Наши отношения с учениками напоминают улицу с двустронним движением: мы строим отношения с ними, а они строят отношения с нами, и если они решают строить отношения через грубость и хамство, они будут это делать. Это их выбор и мы не можем заставить их вести себя по другому. Но и у нас есть выбор — мы можем принять предлагаемый нам ошибочный, деструктивный стиль и, таким образом, поддержать его, но можем предложить иной — конструктивный, стиль сотрудничества и поддержки. Или же можем научиться сотрудничеству с учениками, даже с теми, кто «не хочет» и саботирует наши усилия. И это будет уже наш выбор!
|
|